В основе проблемного обучения лежит проблемная ситуация. Наиболее характерные признаки ее:
1) возникает состояние интеллектуального затруднения;
2) возникает противоречивая ситуация;
3) рассогласуются знания и умения, которыми владеет ученик, и теми, что необходимы для понимания, объяснения, решения задач;
В условиях проблемного обучения происходит активное овладение личностью теми приемами, способами, которые характерны для любой творческой деятельности.
Чтобы научить человека творить – есть только один путь – научить его творческим процедурам. Этими процедурами являются:
1) Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию
2) Видение проблемы
3) Видение альтернативы решения или его способа
4) Комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме
В условиях проблемного обучения важное значение имеет искусная постановка учителем вопросов, типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом еще можно решить задачу?
|
|
Приемы создания проблемных ситуаций
1. Создание ситуации выбора, принятие решения.
2. Сравнение, сопоставление фактов, явлений.
3. Предложение учащимся установить причинно-следственные связи, отношения между явлениями, процессами.
4. Показ приемов, фактов, иллюстрирующих рассогласования между теорией и жизненным опытом учащихся.
5. Принципиально новый взгляд на привычное явление.
6. Сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления.
7. Постановка перед учащимися вопросов, требующих:
а) эксперимента, выдвижения гипотезы;
б) поиска новых взаимосвязей между явлениями;
в) объяснение одних и тех же фактов с позиции разных наук.