Обработка результатов. C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит

C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов.

С помощью ключа определяется напряженность защиты, которая равна:

n/N х 100%,

где n – число положительных ответов по шкале данной защиты,

N – число всех утверждений, относящихся к шкале.

Тогда ОНЗ в целом равна:

Sn/92 х 100 %,

где Sn – сумма всех положительных ответов по опроснику.

Ключ:

Название шкал Номера утверждений n
1. Вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92  
2. Регрессия 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84  
3. Замещение 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89  
4. Отрицание 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90  
5. Проекция 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88  
6. Компенсация 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85  
7. Гиперкомпенсация (реактиные образования) 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86  
8. Рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91  

С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.

По утверждению некоторых ученых (В.Г. Каменская, Р.М. Грановская и др.), наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение.

Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.

Рекомендованная литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М, 1982.
  2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002.
  3. Журавлев А.Л. Социальная психология. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с.
  4. Общая психодиагностика./Под ред. А.А. Бодалёва. В.В.Столина. – М.: 1987.
  5. Психологическая диагностика. /Под ред. К.М.Гуревича. М, 1981.

Тема 2 Деятельность как форма активности личности.

Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.

Б. Шоу

Вопросы для изучения:

1. Категория деятельности в психологии.

2. Виды деятельности.

3. Действие как акт деятельности.

4. Параметры личностной детерминации действия. Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей.

Действия не всегда приносят счастье;

но не бывает счастья без действия.

Б. Дизраэли

Одной из главнейших особенностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения.

С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.).

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлимой характеристикой деятельности является её осознанность.

Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия.

В структуре деятельности выделяются:

ü мотивы — побуждающие субъекта к деятельности;

ü цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности;

ü операции с помощью которых деятельность выполняется.

Использование категории деятельности — отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны следующие утверждения:

1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм; необихевиоризм) Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся, прежде всего, те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется;

2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического [48].

Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность есть форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», — и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно с этого момента можно говорить о деятельности. Итак, деятельность есть совокупность действий, вызываемых мотивом [27].

Основными характеристики деятельности являются: предметность и субъектность.

Специфика предметной определенности деятельности – в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов – раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в социальных ролях и нормах.

Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; и в смысле личностном - «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

Анализ деятельности проводится в следующих аспектах:

Ø генетический – исходной формой любой человеческой деятельности является социальная деятельность, Механизмом развития психики выступает здесь интериоризация – переход внешней по форме деятельности во внутреннюю;

Ø структурно-функциональный – в основе данного рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется и содержание психического отражения и его уровень (осознаваемый или неосознаваемый), а также вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);

Ø динамический аспект – здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности:

ü надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и появление ее новых форм;

ü установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности при изменениях реальности [63].

Деятельность, в рамках динамического подхода, производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (концепция уровней построения движений), теории функциональных систем (акцептор результатов действия) и представлений о системной организации высших психических функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: