3.1 Общая характеристика работы государственных налоговых органов по учету поступлений в бюджет. Лицевой счет налогоплательщика
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 № 106н «Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета» установлены следующие термины и понятия:
Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, имеющий право распределять ассигнования по распорядителям и получателям средств федерального бюджета.
Распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, получающий ассигнования от вышестоящего распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в его ведении.
|
|
Получатель средств федерального бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств федерального бюджета, а также иной прямой получатель средств федерального бюджета, имеющий право на получение бюджетных ассигнований.
Бюджетное учреждение — организация, созданная органом государственной власти Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из федерального бюджета на основании смет доходов и расходов.
Смета доходов и расходов — документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.
Лицевой счет — регистр аналитического учета органа федерального казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, и органами федерального казначейства.
Клиент — главный распорядитель, распорядитель и получатель средств федерального бюджета, обособленное подразделение, которому в установленном порядке открыт в органе федерального казначейства соответствующий лицевой счет.
Учетный номер — порядковый номер, присваиваемый получателю средств и обособленному подразделению органом федерального казначейства при открытии лицевого счета получателя средств и лицевого счета обособленного подразделения.
|
|
Можно выделить следующие виды лицевых счетов:
1.лицевой счет распорядителя средств, предназначенный для учета операций главного распорядителя средств и распорядителя средств по распределению и доведению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования распорядителям и получателям средств, находящимся в их ведении;
2.распорядительный лицевой счет органа федерального казначейства, предназначенный для учета операций по отражению распределения и доведения до нижестоящих органов федерального казначейства объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Министерство финансов Российской Федерации;
3.лицевой счет получателя средств, предназначенный для учета сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования, кассовых расходов, осуществляемых при исполнении смет доходов и расходов получателей средств федерального бюджета;
4.лицевой счет органа федерального казначейства, предназначенный для учета операций по отражению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, кассовых расходов по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Министерство финансов Российской Федерации;
5.лицевой счет обособленного подразделения, предназначенный для учета операций при расходовании наличных денег обособленным подразделением.
Порядок открытия и закрытия лицевого счета. Учет операций по исполнению расходов федерального бюджета на лицевых счетах осуществляется нарастающим итогом с начала финансового года.
Органы федерального казначейства при открытии лицевых счетов получателей средств и лицевых счетов обособленных подразделений присваивают им учетный номер, который идентифицирует данного получателя средств (обособленное подразделение) в информационной системе федерального казначейства с учетом его подведомственности и используется при нумерации соответствующих лицевых счетов распорядителей средств.
Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность к конкретному получателю средств (обособленному подразделению) и соответствовать характеру операций, учитываемых на данном счете. Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов, где: 1 и 2 разряды — признак принадлежности к виду лицевого счета; с 3 по 10 разряды — учетный номер получателя средств и обособленного подразделения, 11 разряд — контрольный ключ. Распорядителям и получателям средств, обособленным подразделениям лицевые счета открываются в органах федерального казначейства по месту их нахождения.
Каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида.
При открытии лицевого счета распорядителя средств или лицевого счета получателя средств орган федерального казначейства заключает с клиентом договор об обслуживании лицевого счета распорядителя средств и (или) договор об обслуживании лицевого счета получателя средств, в котором определены права и обязанности сторон. При открытии лицевого счета обособленному подразделению договор об обслуживании не заключается.
Клиенты обязаны незамедлительно в письменной форме сообщать органу федерального казначейства о всех изменениях в документах, представленных в орган федерального казначейства для открытия лицевых счетов, для внесения соответствующих изменений.
Орган федерального казначейства в пятидневный срок после открытия лицевого счета получателя средств и лицевого счета обособленного подразделения сообщает об этом в установленном порядке территориальным органам ФНС России (налоговые органы), региональным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, органам Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалам территориального фонда обязательного медицинского страхования (органы государственных внебюджетных фондов) по месту регистрации получателя средств и по месту нахождения обособленного подразделения.
|
|
Лицевой счет обособленного подразделения открывается обособленному подразделению на основании письменного обращения юридического лица, создавшего данное обособленное подразделение.
На лицевом счете обособленного подразделения отражаются операции по выдаче наличными деньгами сумм, поступивших на основании платежного поручения юридического лица: на выплату заработной платы, стипендий, командировочных расходов, приобретение канцелярских и хозяйственных принадлежностей, оплату почтовых расходов, других расходов, перечень которых устанавливает юридическое лицо.
Органы федерального казначейства не позднее следующего операционного дня после поступления уведомлений (расходных расписаний) отражают поступившие объемы лимитов бюджетных обязательств и финансирования на лицевом счете получателя средств и представляют ему выписки из его лицевого счета получателя средств с приложением копии уведомления (расходного расписания) с отметкой органа федерального казначейства.
Орган федерального казначейства при наличии у получателя средств принятых денежных обязательств после проверки расчетно-денежных документов и соответствующих документов, подтверждающих факт выполнения работ (услуг) или поставки товаров, утвержденных получателем средств, а также в случае авансирования работ (услуг) согласно условиям договора, в установленном порядке представляет в учреждение банка расчетно-денежные документы для осуществления им платежа со счета органа федерального казначейства на банковские счета исполнителей работ (услуг), и отражает кассовый расход на лицевом счете получателя средств.
|
|
При ликвидации юридического лица орган федерального казначейства осуществляет переоформление лицевого счета распорядителя средств или лицевого счета получателя средств на ликвидационную комиссию.
В случае закрытия лицевого счета клиента обслуживающий его орган федерального казначейства должен произвести на дату закрытия счета выверку движения и остатков сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, принятых денежных обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, кассового расхода с начала финансового года по день закрытия счета включительно.
При реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) юридическое лицо предоставляет в орган федерального казначейства копию решения его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, о реорганизации, кроме формы присоединения.
Закрытие лицевого счета обособленного подразделения осуществляется на основании заявления соответствующего обособленного подразделения, которое представляется в орган федерального казначейства по месту его обслуживания одновременно с письмом юридического лица, создавшего обособленное подразделение, о закрытии лицевого счета обособленного подразделения.
Орган федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после закрытия лицевого счета сообщает об этом клиенту и в пятидневный срок после закрытия лицевого счета получателя средств или лицевого счета обособленного подразделения - налоговому органу и органам государственных внебюджетных фондов по месту его регистрации (по месту нахождения обособленного подразделения).
Ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, распорядители средств и соответствующие органы федерального казначейства осуществляют сверку операций по движению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, учтенных на лицевых счетах распорядителей средств.
3.2 Порядок учета в налоговых органах, начисленных и поступивших в бюджет сумм. Зачеты и возвраты. Пени
Даже при беспрекословном соблюдении налогоплательщиком норм налогового права суммы налога, пени и штрафов могут оказаться излишне уплаченными или излишне взысканными, что приводит к возникновению переплаты.
Переплата может возникнуть в двух случаях:
1. Совершение ошибочных действий самим налогоплательщиком (излишняя уплата), либо налоговым органом (излишнее взыскание).
2. Переплата может возникнуть и без ошибочных действий. Такая ситуации может возникнуть при признании нормативного акта, устанавливающего налог, недействительным, отмены нормативного акта принявшим его органом, либо изменении системы налогообложения.
В отношении денежных сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных, можно осуществить зачет и возврат.
Зачет представляет собой способ исполнения обязанности по уплате налога или сбора при котором суммы, уплаченные изначально в счет одного налогового обязательства считаются уплаченными в счет иного обязательства.
Возврат - возмещение из бюджета уплаченных в счет погашения налоговых обязательств сумм. Возврат осуществляется налоговым органом за счет средств соответствующего бюджета.
Сумма излишне уплаченного налога может быть:
- зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
- направлена на погашение недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;
- возвращена налогоплательщику.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено статьей 78 НК РФ.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
Сумма излишне взысканного налога подлежит только возврату налогоплательщику. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Однако, исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов на эту сумму.
Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.