По своему замыслу жизненные установки должны быть весьма полезны. Они позволяют осмыслить происходящее, анализировать повторяющиеся ситуации, реагировать на незнакомое без смущения. Они даже помогают выжить («Переходя через дорогу, я смотрю сначала налево, потом направо»). Без подобных установок не сможет существовать общество. Конституция, политическая идеология, законодательство. религия, школьные правила - все это установки.
Табл. 24. | Как изменить свои установки: план для письменного анализа |
• Моя старая установка: | Сформулируйте своими словами эту установку. |
• Эта установка следующим образом влияет на мою жизнь: | Кратко изложите, как эта установка повлияла на вас. |
•Я понимаю, что моя установка начинает действовать, потому что: | Этот пункт предполагает перечисление признаков, указывающих на то, что на вас в данный момент влияет именно эта установка. |
• Присутствие этой установки вполне объяснимо: | Напишите о событиях в вашей жизни, которые способствовали формированию данной установки. |
•Эта установка неадекватна: | Объясните, почему она не соответствует реальному положению вещей. |
•Чем чревата эта установка: | Суммируйте преимущества, которые дает эта установка, и недостатки, которые она скрывает. Проверьте, насколько верны ваши рассуждения. |
• Недостатки: | Подумайте, какой вред наносит вам эта установка. |
• Более осмысленна и полезна такая позиция: | Опишите вашу новую установку. |
•Что нужно сделать, чтобы опробовать новую установку: | Напишите, что поможет вам воплотить новую установку в жизнь. |
Дети получают свои установки от родителей, которые таким образом приучают их к самостоятельности («Следи за тем, как ты ешь»). Они вырабатывают определенную тактику поведения, просто наблюдая за родителями. Дети вполне способны мыслить логически («Если я не уберу свою комнату, мама сделает это сама»), а частные суждения влекут за собой общие принципы («Если что-то не так, кто-нибудь придет и все исправит»). Причем такого рода явления чаше всего находятся в подсознании человека. Дети замечают, за что их хвалят, а за что ругают, что заставляет ро-
|
|
дителей хмуриться, а что - улыбаться. Так закладываются установки, которые могут всю жизнь влиять на человека и его поведение.
Полезные установки очень гибкие; ведь необходимо дать человеку возможность приспособиться к разным ситуациям и по-разному реагировать на разных людей. Например, человек, приехавший в чужую страну, сможет адаптироваться к новой культуре, только если правила общения с людьми будут достаточно простыми и открытыми. Но если правила социального поведения жесткие и их рассматривают как единственно приемлемые, путешественник столкнется с особыми трудностями.
|
|
Некоторые установки нс помогают осмыслить окружающий мир и правильно поставить себя. Они ощутимо ограничивают наше поведение и мешают достигать своей цели. В таком случае страдает и наша самооценка, потому что некоторые установки требуют от нас невозможного. Обычно в этом случае человек уже нс учитывает обстоятельства и свои индивидуальные особенности («Ты всегда должен работать на 100%, несмотря ни на что»). Такие крайне жесткие установки могут создать массу проблем, ограничивая ваши действия.
Установки, понижающие вашу самооценку, в большинстве случаев задают внешнюю сторону вашего ожидаемого поведения в тех или иных обстоятельствах. Идеалистические установки, такие как у Джесси, требуют нс только постоянных успехов в работе, но и совершенного внешнего вида и идеального выполнения бытовых мелочей.
К сожалению, некоторые установки не дают вам быть самим собой в общении с другими людьми. Может возникнуть ощущение, что одобрение, симпатия, любовь и близость с кем бы то ни было, всецело зависят от ваших дейст-
вий или вашего состояния. Глубоко укоренившиеся установки влияют на ваши собственные мысли и чувства. Джим, например, связывает позитивное мнение о себе со способностью превосходно контролировать свои мысли и эмоции. Такие опасные установки окружают вас плотным кольцом всевозможных ожиданий, требований и оценок. Эта книга поможет вам избавиться от них.