Основные этапы становления и развития маркетинга

Сначала коротко, почему необходимо изучать маркетинг и в чем его актуальность?

Необходимость изучение маркетинга определяется его возрастающей ролью в жизни человека, а именно:

- реальной ориентацией развития российской экономики на регулируемые рыночные отношения;

- возрастающим интересом к маркетингу как средству жизнеобеспечения и развития субъектов рынка;

- массовым изменением в ходе проводимых в стране реформ менталитета потребителей и формированием в их сознании нового рыночного образа жизни, неотъемлемой частью которого является маркетинг.

Маркетинг вездесущ. Формально и неформально люди и организации осуществляют множество разнообразных действий, каждое из которых можно отнести к маркетингу. Хороший маркетинг стал жизненно важной составляющей финансового успеха любой организации. Он оказывает сильнейшее влияние на нашу повседневную жизнь. Маркетинг присутствует во всем, что мы делаем: от одежды, которую мы носим, до web-сайтов, которые мы посещаем, и рекламных объявлений, которые мы видим.

Маркетинг – это своего рода ахиллесова пята многих когда-то процветавших компаний. Такие, казалось бы, неуязвимые фирмы, как Levi's, General Motors, Kodak, Xerox, столкнулись с проблемой роста рыночной власти покупателей и появлением новых конкурентов и были вынуждены переосмысливать свои бизнес-модели. Даже такие лидеры рынков, как Microsoft, Intel, Nike, не могут позволить себе расслабиться.

Наибольшему риску подвергаются те компании, которые не отслеживают изменения в поведении своих покупателей и конкурентов, не увеличивают ценность своих предложений. Они придерживаются краткосрочных, исключительно коммерческих взглядов на бизнес и не ориентируют свою деятельность на удовлетворение потребностей, в целом просто не хотят нести дополнительные расходы на «ненужные» маркетинговые исследования – а в результате, такие компании теряют неизмеримо больше.

Необходимо знать и помнить – квалифицированный маркетинг это бесконечное стремление к совершенству.

Изучение любого предмета начинается с определения, которое позволяет отличать данный предмет от всех остальных. Насчитывается несколько сотен определений маркетинга. Приведем наиболее часто встречающиеся в отечественной и зарубежной литературе.

Одно из кратчайших определений маркетинга звучит так: «Маркетинг – это прибыльное удовлетворение частных и общественных потребностей». Хорошим примером маркетинговой проницательности и превращения частной и общественной потребности в прибыльный бизнес является всем нам известная компания IKEA, которая пришла к выводу, что многие потребители нуждаются в хорошей недорогой мебели, и разработала новые принципы ее дизайна, производства и торговли.

Основатель теории маркетинга Филипп Котлер представляет его (маркетинг) как социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как индивидов, так и групп посредством создания, предложения и обмена товаров.

Один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века Питер Друкер, говорил, что маркетинг есть бизнес в целом, рассматриваемый с точки зрения конечного результата, т.е. с позиций потребителя. Успех дела определяется не производителем, а именно потребителем.

По мнению легендарного ученого и практика, гуру маркетинга Теодора риент – маркетинг не следует отожествлять с продажей товаров, задача его (маркетинга) состоит в том, чтобы поставить на рынок тот товар, в котором потребитель действительно нуждается.

Один из первых отечественных авторов работ по маркетингу Д.И. Баркан трактует маркетинг как комплекс действий фирмы в условиях рынка, превращающий нужды потребителей в доходы фирмы.

М.В. Власова считает, что маркетинг происходит от слова «market», что с английского переводится как рынок и буквально означает работу на рынке, использование его законов, изучение и удовлетворение желаний потребителей.

А.П. Панкрухин рассматривает маркетинг как философию, стратегию и тактику участников рыночных отношений и взаимодействий, когда эффективное удовлетворение запросов и разрешение проблем потребителей ведут к успеху организаций и приносят пользу обществу.

Таким образом, маркетинг – это попытка «заглянуть» в голову к потребителю, понять, что ему надо и дать ему это. Если же есть товар, но нет потребности в нем, то сделать так, чтобы эта потребность возникла.

Например: ни один человек не испытывал потребности в таком товаре, как «Кириешки», до его появления, в настоящее время товар используется как составляющая салатов, закуска к пиву и т.д.

В целом этот перечень можно продолжать и дальше. Как уже было сказано, существует множество научных определений маркетинга. Причинами такого большого разнообразия определений являются различия в самих подходах к маркетингу. С одной стороны, он рассматривается как управленческая концепция («образ мышления»), своеобразная философия предпринимательства. Этот подход основывается на следующих основных принципах: Систематизация в понимании рынка и его элементов; безусловный приоритет интересов покупателя; гибкая приспособляемость к требованиям рынка и активное воздействие на него и т.д.

Другим распространенным подходом к маркетингу является его раскрытие как «образа действий, т.е. как системы практических приемов и мер, направленных на достижения успеха на рынке.

Кроме того, маркетинг может рассматриваться как область человеческих знаний, наука со специфическим предметом исследований, область хозяйственной деятельности, специфическая функция предприятия, учебная дисциплина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: