Принимая решение о производстве, необходимо определить состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам, т.е. ее ассортимент.
Товарный ассортимент – это группа товаров, выполняющих схожие функции и предназначенных одним и тем же клиентам в определенном ценовом диапазоне через однотипные торговые заведения.
Основными характеристиками ассортимента являются: принцип формирования, широта и глубина.
Существует четыре основных принципа формирования ассортимента:
1. Ф ункциональный (по близости выполняемых функций) – бытовые приборы, кухонная мебель, учебные пособия и т.д.
2. Потребительский (по группам потребителей) – товары для детей, для молодоженов и т.п.
3. Бытовой (по типам торговых организаций или по стилю продажи) – товары, продающиеся в универсаме, гостиничном киоске.
4. Ценовой (по уровню цен) – дорогие товары, уцененные товары, товары одной цены.
Под широтой товарного ассортимента понимают количество различных товарных групп. Например, мебель: кухонная, мягкая, офисная, дачная.
Под глубиной товарного ассортимента понимается количество моделей в каждой товарной группе, позволяющее в различной степени удовлетворить потребность в соответствии с ее развитостью. Например, бутсы для футболистов-любителей и для профессиональных спортсменов.
Товарная номенклатура (понятие более широкое и включает в себя и понятие ассортимент) – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.
Характеристики товарной номенклатуры.
1. Широта товарной номенклатуры – общая численность ассортиментных групп товаров, предлагаемых организацией.
2. Насыщенность – это общее количество производимых товарных единиц во всех ассортиментных группах.
3. Гармоничность – это степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, требований к организации производства, каналам распределения и продвижения.