Организация внутрисудовой производственной деятельности, распорядок повседневной жизни на судне, обязанности, пределы ответственности и права каждого члена судового экипажа регламентированы Уставом службы на судах, который создан на основе положений Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и других законодательных актов и является обобщением многолетней морской практики и большого опыта флотской службы. Положения и требования этого Устава распространяются не только на штатный экипаж, но и на тех лиц, которые, не будучи в составе команды, выполняют в рейсе какие-либо служебные обязанности и работы, связанные с эксплуатационной деятельностью судна и перевозкой грузов и пассажиров.
Все пребывающие на борту лица, не входящие в состав экипажа, в том числе и должностные, обязаны строго соблюдать установленный на судне порядок. Они не имеют права вмешиваться в управление судном; исключение составляют капитаны-наставники, которые действуют на основании предоставленных им особых полномочий.
Устав службы на судах определяет, что «распоряжения капитана обязательны для всех лиц, находящихся на судне». Это означает, что все приказы капитана, не выходящие за рамки его.полномочий, подлежат беспрекословному исполнению не только членами экипажа, ни и пассажирами, а также другими лицами, пребывающими на борту судна. К лицам, не исполняющим его распоряжения, капитан может применить необходимые меры воздействия.
Если поведение того или иного лица, находящегося на судне, угрожает безопасности людей, а также судна, груза и имущества, капитан имеет право изолировать это лицо в особом помещении. За незаконное задержание он несет ответственность.
Это положение Устава продиктовано, с одной стороны, спецификой морского флота, а с другой — чрезвычайной сложностью и повышенной опасностью работы морского судна в условиях длительного автономного плавания.
Члены экипажа, пока они находятся на борту судна или по делам службы на берегу, числятся при исполнении служебных обязанностей, и в любой момент, днем и ночью могут быть подняты по сигналу тревоги и привлечены к авральным или аварийным работам, а в обычной обстановке — к тренировочным учениям.
В случае какой-либо аварии или непосредственной угрозы безопасности судна по приказанию капитана в авральных работах, необходимых для спасения судна, груза и людей, обязаны участвовать не только все члены экипажа, но и другие лица, находящиеся на борту. Для каждого члена команды установлены специальные обязанности и составлены расписания по тревогам.
Каждый моряк, заметивший опасность, грозящую судну, грузу, имуществу или людям, обязан немедленно принять необходимые меры по ее предотвращению и сразу доложить о случившемся вахтенному помощнику или механику соответственно, а также своему непосредственному начальнику. Аналогично он поступает и при обнаружении любой неисправности судовых технических средств.
Своевременная и достоверная информация о событиях, сопровождающих тот или иной судовой производственный процесс и решительные действия каждого члена экипажа — залог безопасности судна и его успешной эксплуатации.
Каждый член судового экипажа несет ответственность за точное выполнение возложенных на него служебных обязанностей и сохранность вверенных ему материальных ценностей или денежных средств. Все технические средства (системы, устройства, механизмы, агрегаты, приборы, оборудование, вооружение и снабжение), а также помещения и отдельные узлы судна распределяются в заведование определенных лиц судового экипажа. Лица, обслуживающие механизмы, приборы, системы и устройства судна, равно как и пользующиеся судовыми средствами бытового назначения, независимо от того, в чьем ведении они находятся, полностью отвечают за их правильную эксплуатацию и целевое использование.
Если то или иное судовое устройство предназначено дли обслуживания широкого круга лиц, то возле него должна быть вывешена инструкция о порядке пользования им. Ответственность за исполнение указанного требования несет тот, в чьем ведении находится данное устройство.
Устав возлагает на каждого члена судового экипажа большой круг обязанностей в соответствии с его должностью. Но Уставом предусмотрены и общие положения, соблюдение которых является, с одной стороны, обязательным, а с другой — почетным долгом моряка. К ним относятся прежде всего требования всемерно поддерживать н охранять престиж Советского государства, честь и достоинство советского моряка; воспитывать в себе и у других черты, отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма; строго хранить государственную тайну, беречь социалистическую собственность; неуклонно выполнять советские законы, а также уставы, приказы, правила и инструкции, действующие на судах Министерства морского флота.
Каждый член экипажа должен хорошо знать свою специальность, постоянно в ней совершенствоваться, быть дисциплинированным и добросовестно выполнять служебные обязанности, в порядке и исправности содержать свое заведование, экономно расходовать материалы и денежные средства, бережно относиться к судовому оборудованию, беспрекословно, четко и быстро исполнять все распоряжения начальников, активной трудовой деятельностью способствовать достижению высоких производственных показателей судна и соблюдать правила техники безопасности.
Нарушение со стороны членов экипажа требований Устава влечет за собой: при проступке—дисциплинарное взыскание либо передачу дела для разбора в судовые общественные организации; при действиях уголовно - наказуемых — предание суду. За ущерб, причиненный судну, грузу, имуществу, виновные несут в установленном законом порядке материальную ответственность.