Общие уставные положения

Организация внутрисудовой производственной деятельности, распорядок повседневной жизни на судне, обязанности, преде­лы ответственности и права каждого члена судового экипажа регламентированы Уставом службы на судах, который создан на основе положений Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и других законодательных актов и является обобщением многолетней морской практики и большого опыта флотской службы. Положения и требования этого Устава распространя­ются не только на штатный экипаж, но и на тех лиц, которые, не будучи в составе команды, выполняют в рейсе какие-либо служебные обязанности и работы, связанные с эксплуатацион­ной деятельностью судна и перевозкой грузов и пассажиров.

Все пребывающие на борту лица, не входящие в состав экипажа, в том числе и должностные, обязаны строго соблю­дать установленный на судне порядок. Они не имеют права вме­шиваться в управление судном; исключение составляют капи­таны-наставники, которые действуют на основании предостав­ленных им особых полномочий.

Устав службы на судах определяет, что «распоряжения ка­питана обязательны для всех лиц, находящихся на судне». Это означает, что все приказы капитана, не выходящие за рамки его.полномочий, подлежат беспрекословному исполнению не только членами экипажа, ни и пассажирами, а также другими лицами, пребывающими на борту судна. К лицам, не исполняющим его распоряжения, капитан может применить необходимые меры воздействия.

Если поведение того или иного лица, находящегося на судне, угрожает безопасности людей, а также судна, груза и имущест­ва, капитан имеет право изолировать это лицо в особом поме­щении. За незаконное задержание он несет ответственность.

Это положение Устава продиктовано, с одной стороны, спе­цификой морского флота, а с другой — чрезвычайной слож­ностью и повышенной опасностью работы морского судна в ус­ловиях длительного автономного плавания.

Члены экипажа, пока они находятся на борту судна или по делам службы на берегу, числятся при исполнении служебных обязанностей, и в любой момент, днем и ночью могут быть под­няты по сигналу тревоги и привлечены к авральным или ава­рийным работам, а в обычной обстановке — к тренировочным учениям.

В случае какой-либо аварии или непосредственной угрозы безопасности судна по приказанию капитана в авральных ра­ботах, необходимых для спасения судна, груза и людей, обяза­ны участвовать не только все члены экипажа, но и другие лица, находящиеся на борту. Для каждого члена команды установле­ны специальные обязанности и составлены расписания по тре­вогам.

Каждый моряк, заметивший опасность, грозящую судну, грузу, имуществу или людям, обязан немедленно принять необ­ходимые меры по ее предотвращению и сразу доложить о слу­чившемся вахтенному помощнику или механику соответствен­но, а также своему непосредственному начальнику. Аналогично он поступает и при обнаружении любой неисправности судовых технических средств.

Своевременная и достоверная информация о событиях, со­провождающих тот или иной судовой производственный процесс и решительные действия каждого члена экипажа — залог бе­зопасности судна и его успешной эксплуатации.

Каждый член судового экипажа несет ответственность за точное выполнение возложенных на него служебных обязанно­стей и сохранность вверенных ему материальных ценностей или денежных средств. Все технические средства (системы, уст­ройства, механизмы, агрегаты, приборы, оборудование, воору­жение и снабжение), а также помещения и отдельные узлы суд­на распределяются в заведование определенных лиц судового экипажа. Лица, обслуживающие механизмы, приборы, системы и устройства судна, равно как и пользующиеся судовыми сред­ствами бытового назначения, независимо от того, в чьем веде­нии они находятся, полностью отвечают за их правильную эк­сплуатацию и целевое использование.

Если то или иное судовое устройство предназначено дли обслуживания широкого круга лиц, то возле него должна быть вывешена инструкция о порядке пользования им. Ответствен­ность за исполнение указанного требования несет тот, в чьем ведении находится данное устройство.

Устав возлагает на каждого члена судового экипажа боль­шой круг обязанностей в соответствии с его должностью. Но Уставом предусмотрены и общие положения, соблюдение кото­рых является, с одной стороны, обязательным, а с другой — почетным долгом моряка. К ним относятся прежде всего требова­ния всемерно поддерживать н охранять престиж Советского го­сударства, честь и достоинство советского моряка; воспитывать в себе и у других черты, отвечающие принципам морального ко­декса строителя коммунизма; строго хранить государственную тайну, беречь социалистическую собственность; неуклонно вы­полнять советские законы, а также уставы, приказы, правила и инструкции, действующие на судах Министерства морского флота.

Каждый член экипажа должен хорошо знать свою специаль­ность, постоянно в ней совершенствоваться, быть дисциплини­рованным и добросовестно выполнять служебные обязанности, в порядке и исправности содержать свое заведование, эконом­но расходовать материалы и денежные средства, бережно отно­ситься к судовому оборудованию, беспрекословно, четко и бы­стро исполнять все распоряжения начальников, активной тру­довой деятельностью способствовать достижению высоких про­изводственных показателей судна и соблюдать правила техники безопасности.

Нарушение со стороны членов экипажа требований Устава влечет за собой: при проступке—дисциплинарное взыска­ние либо передачу дела для разбора в судовые общественные организации; при действиях уголовно - наказуемых — предание суду. За ущерб, причиненный судну, грузу, имущест­ву, виновные несут в установленном законом порядке материальную ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: