Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.

Люди обычно не задумываются о действительности, в которой они живут. Для них она просто данный факт. Наука же требует осмысления этого факта, что оказывается не простым делом.

Особенный характер науки сформировался в процессе разделения труда и сочетает и объединяет индивидуальное и коллективное творчество.

Основные задачи науки — описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов.

В науке принято выделять 3 следующие составляющие:

· наука, как деятельность

· система научных знаний

· социальный институт

Вторая составляющая сегодня выглядит следующим образом: наука, как особая форма культуры. Оправдание такой переформулировки:

Ø выросло значение науки как элемента культуры

Ø научные знания являются наиважнейшей компонентой культуры

В научной деятельности принято выделять субъект, объект и саму активность, выражающуюся в способах овладения субъектом объекта познания.

Субъектом научной деятельности являются не только ученые одиночки, но и группы ученых, научные сообщества, даже общество в целом.

Научная деятельность – это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками в цепочке ученый – научные приборы и интсрументы.

Наука – это когнитивная (мыслительная) познавательная деятельность, она предполагает целенаправленную, познавательную, процессуальную и структурированную активность.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Наука ориентирована на предметное объективное исследование действительности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Субъективную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект.

Наука имеет систему отличительных признаков научного познания от обыденного:

1) установка на исследования законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научных знаний;

2) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение его объектов независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический уровень и теоретический уровень. Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой полученного знания – факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Важнейшими способами обоснования полученного эмпирического знания является:

- многократные проверки наблюдениями и экспериментами,

- обращение к первоисточникам, статистическим данным, которые осуществляются учеными независимо друг от друга.

Постоянное стремление обосновать научное знание, открытость его для компетентной критики делает науку образцом рациональности.

Три основные модели изображения процессов научного познания: Эмпиризм, Теоретизм, Позитивизм.

Эмпиризм (греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.

Теоретизм – противоположная эмпиризму концепция в теории научного познания, состоящая в завышении, а в пределе – в абсолютизации роли и ценности теоретического знания. Всякое научное знание (в том числе полученное из опыта) рассматривается как теория в той или иной ее форме.

Позитивизм полагал, что в бытии можно увидеть те связи и закономерности, которые могут быть выявлены лишь наукой и выражены в системе языка посредством знаково-символических средств с использованием формализации знания. Основатель школы «позитивизма» – Огюст Конт (1798-1857) известнейший французский философ.

Знание – кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки.

Главной, определяющей научную деятельность целью является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но здесь получение знаний не является главной целью.

Продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания. Но поскольку знания приобретаются не только в науке, они бывают научные и ненаучные. Существует совокупность критериев научности, используя которые профессионалы легко отличают научную работу от ненаучной. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира. Ненаучное знание – это обыденное знание, искусство, религия, философия (в значительной своей части), интуитивно-мистический опыт, экзистенциальные переживания и т.д.

Для получения научных знаний необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования. Многочисленные экспериментальные установки, методики измерения, сбора, обработки, хранения и передачи информации оказываются широко применимыми не только в самой науке, но и за ее пределами, и прежде всего в производстве. К продуктам науки следует отнести и научный стиль рациональности. И наконец, наука представляет собой источник нравственных ценностей.

Соблюдение этих свойств должно гарантировать объективную истинность научного знания, поэтому часто «научное знание» отождествляют с «объективно-истинным знанием».

Наука – социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля. Сегодня наука представляет собой сложную мощную систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей, объединяющих 5-ти миллионную армию международного научного сообщества.

Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.

Наука как социальный институт включает в себя:

n совокупность знаний и их носителей;

n специфические познавательные цели и задачи;

n определенные функции;

n специфические средства познания и учреждения;

n формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

n определенные санкции.

Первой формой институциональной организации науки явились университеты (12 век), но там господствовали религиозные парадигмы мировоззрения и только в 16 в. в университеты проникает светское влияние.

Современная система высшего образования сохранила многие черты устройства и порядка аттестации университетов позднего средневековья.

Другой распространенной формой научного сообщества являются научные институты.

Научное сообщество (это понятие ввел Майкл Полани) может выступать как:

n сообщество всех ученых;

n национальное научное сообщество;

n сообщество специалистов той или иной области знания;

n группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.

Современное научное сообщество – это не единая, а «гранулированная среда», где научное знание происходит внутри «гранулы» - научной группы, которая по итогам своей работы самоидентифицируется и утверждается в научном сообществе.

Научные коллективы на междисциплинарной основе обеспечивают новые открытия на стыке различных областей знания.

Междисциплинарный научный коллектив внутри подразделяется на проблемные группы и может включать ученых с различными теоретическими убеждениями и интересами, что невозможно для научной школы.

Наука как социальный институт и особая сфера культуры

n Как социокультурный феномен наука зависит от многообразных действующих в обществе сил и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь.

n Наука – это часть социальной памяти; она вплетена во все сферы человеческих отношений, прежде всего в базисные, и претендует на роль единственного устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом.

n Культурная сущность науки влечет за собой этическую и ценностную наполненность.

n В классическом варианте наука:

обращена к объективной природной и социальной реальности;

каждое открытие связано с конкретным ученым;

будучи включена в социальный процесс, отвечает на идеологические запросы общества;

используется как инструмент политики.

Официальная наука вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества и предоставлять интеллектуальные аргументы для поддержания государственных приоритетов.

n Большее идеологическое давление испытывают общественные (гуманитарные) науки; меньше всего – естественные. Технические науки во многом ограничены прикладными целями и востребованностью со стороны производства.

n Наука стремится быть антиидеологичной, но не может освободиться от влияния общества.(Давление общества на науку заключается и в том, что она вынуждена выполнять «социальный заказ», а ученый несет ответственность за последствия применения технологических разработок.)

Наука

o Стремление к точному и адекватному отражению реальности;

o Терпимость (иногда) к конкурирующим теориям (постмодернизм);

o Не останавливается на достигнутом;

o Фальсифицируемость.

Универсальные нормы, необходимые для научного сотрудника:

объективность;

бескорыстность;

стремление к постижению истины;

эмоциональная бесстрастность;

предоставление аргументированной

информации;

исключение плагиата;

корректность цитирования.

По мнению американского ученого Мертона, основные социальные роли современного ученого – это:

ученый – исследователь; учитель; администратор; эксперт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: