Есть объективная реальность: вещи, предметы, явления, процессы, которые отражаются нашим сознанием и прежде всего нашими органами чувств(ощущения, восприятие, представление). В акте отражения участвуют не только органы чувств, но и мышление. Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знаний на основе правил соответствия(узнавание, сравнение, измерение, описание) образуют Эмпирические факты, эмпирические объекты, эмпирическую информацию.
Эмпиричесикй факт - это некий фрагмент объективной(события, процессы, предметы) или субъективной реальности(например, факт сознания или оно в целом), переведенный с помощью мыслительной деятельности в плоскость знания.Факт в жизни и эмпиричесикй факт – это не одно и то же. Эмпирический факт - чувственно-логический образ, понятие, в котором синтезированиы чувственные элементы с научными понятиями.
Научный эмпирический факт состоит из:
· обыденный опыт(камень);
· научное знание о нем(весом в 3 кг).
Виды эмпирических фактов:
|
|
· в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления(природные процессы);
· созданные человеком(экономика).
Эмпирический факт, с одной стороны, является дискретным во времени и просторанстве. С другой стороны он так неопределенен и протоворечив, что при включении в разные теоретические конструкции разными субъектами познания приводит к различным результатам. Важным моментом при переходе от чувственно-наглядного образа к эм. факту – элиминация субъетивных моментов(устранение субъективности при констатации эм. факта). Важнейшей особенностью эм. факта(после элиминации) – истинность.
Получение эм. факта – разновидность научной деятельности:
· наблюдение- целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Виды:
· прямой;
· косвенный.
Основные требования к научному наблюдению:
· однозначность замысла;
· наличие системы методов и приемов;
· объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов.
Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов — расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п.
Познавательным итогом наблюдения является описание — фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов, его заинтересованного отношения к изучаемому предмету. В социологии и социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), когда исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри». В психологии применяется самонаблюдение (интроспекция).
|
|
В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он неросто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи.
· эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования, изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Данные эксперимента всегда так или иначе «теоретически нагружены» — от его постановки до интерпретации его результатов.
Основные особенности эксперимента:
а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;
б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;
в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;
г) возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента;
д) возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.
Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.); контроль; интерпретация результатов. Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т. п.
По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т. п. эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций.
Один из простых типов научного эксперимента — качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления.
Мысленный эксперимент — это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.
Социальные эксперименты способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выстуает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.
|
|
Эм. факт- абстракция, систематизация чувствственного опыта, фиксирующая признаки реальных предметов объективного мира. Эм. факты- «твердая» основа науки.
Эм. факты, зафиксированные в понятиях(наблюдаемые объекты и их свойства(теоретические понятия - ненаблюдаемые свойства)), образуют эмпирический язык науки (первичное научное знание), все остальное результат работы с этим заннием.
Эм. факты и понятия часто фиксируются в протокольных предложениях ( язык лабораторных измерений, количественная констатация фиксируемых свойств итд).
Эм. факты, пнонятия, соединенные в определенную схему, отражают эм. зависимости, нахождение которых – первый шаг (эмпирическим исследованием (особый вид практической научной деятельности, осуществляемой внутри науки, требующий специфических навыков, способностей, приемов)) в ходе научного исследования.
Любой эм. факт явлется теоретически нагруженным. В момент планирования сбора фактов, простейших обощений данных чувственного опыта субъетом обязательно присутствует какой-то теоретический опыт, влияющий на наблюдение и эксперемент.
Наука не начинается с фактов, она начинается с постановки проблемы и попыток ее решения, где фактам принадлежит огромная роль. Поэтому стараются не ограничиваться наличием отдельных фактов, а стремятся заполучить их систему., что способствует надежности получаемых науч. результатов.
Помимо предпосылочной функции эм. факты выполняет роль критерия правильности, достоверности научного знания.
Обощение эм. фактов индуктивным способом – эм. законы Бэкона.
· составление «таблицы присутствия»(все известные случаи исследуемого свойства);
· составление «таблицы отсутствия»(сходные случаи, когда данное св-во или явление отсутствует);
· составление «таблицы степеней»(случаи, когда данное явление представлено с большей или меньшей интенсивностью).
Эм. законы тесно связаны со статистическими теориями.
|
|
В результате эм. стадия приводит к новому, но незавершенному знанию, необходимо подключение теоретического уровня, введение теоретического уровня.