4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
Термин | Определение |
Сложные методы окраски бактерий | Сложные методы позволяют дифференцировать одни микроорганизмы от других, а также изучить особенности строения микробных клеток. К сложным методам относят окраску по Граму, по Романовскому-Гимзе, методом Циля-Нильсена, Нейсера. |
Метод Грама | Метод разработал Кристиан Грам в 1884 г. Среди сложных методов окраски он является наиболее распространенным. Он имеет важное дифференциально-диагностическое значение, поскольку помогает определить таксономическое положение тех или других бактерий |
Тинкториальные свойства бактерий | Особенности окраски бактерий теми или другими методами называют их тинкториальныеми свойствами. |
Грамположительные бактерии | Грамположительные бактерии – окрашиваются по методу Грама в темно-фиолетовый цвет (способны образовывать прочное соединение генцианвиолета с йодом). |
Грамотрицательные бактерии | Грамотрицательные бактерии – окрашиваются по методу Грама в красный цвет (соединение генцианвиолета с йодом вымывается спиртом, поэтому они окрашивающиеся фуксином в красный цвет). |
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
|
|
· Сложные методы окраски бактерий.
· Метод Грама.
· Механизм окраски по Граму.
· Методика окраски по Граму.
· Свойства грамположительных и грамотрицательных бактерий.
· Тинкториальные свойства отдельных групп микроорганизмов.
4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:
· Изучить свойства грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов.
· Записать тинкториальные свойства отдельных групп микроорганизмов.
· Изучить факторы, которые влияют на окрашивание по Граму.
· Изучить особенности химического состава клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных бактерий.
· Приготовить препараты-мазки из чистых культур бактерий, окрасить по методу Грама, исследовать в микроскопе, определить морфологические и тинкториальные свойства.
5. Содержание темы:
На практическом занятии студенты изучают методику окрашивания по Граму, готовят мазки из чистых культур стафилококка и кишечной палочки, красят мазки по методу Грама, изучают изготовленные препараты с использованием иммерсионного объектива, знакомятся с особенностями грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, тинкториальными свойствами отдельных групп микроорганизмов. Выполненные задания студенты записывают в протокол и подписывают его у преподавателя.