ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ: 3 часа
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Оценка климатических и микроклиматических условий по отдельным метеорологическим факторам (температуре, влажности, подвижности воздуха и лучистому теплу) подчас не дает полного представления о физическом состоянии воздуха и возможном тепловом воздействии окружающей среды на организм человека, так как эффект отдельных факторов взаимосвязан и взаимообусловлен. Субъективное ощущение тепла или холода (температурное чувство) зависит от сочетания микроклиматических факторов окружающей среды, а также от интенсивности выполняемой работы, количественных и качественных особенностей питания, одежды, эмоционального состояния, степени тренированности терморегуляционного механизма данного человека (его закаленности) и других факторов. Связь между здоровьем человека и атмосферными явлениями известна давно. Одним из важных направлений в медико-биологических исследованиях в настоящее время является вопрос здоровья и погоды. Результатами этих исследований являются рекомендации к установлению медицинских прогнозов с целью предотвращения обострений хронических заболеваний, т.е. профилактики заболеваний.
Цель занятия:
1. Закрепить теоретические знания о физиолого-гигиеническом значении комплексного влияния физических факторов воздушной среды на процессы терморегуляции.
2. Освоить методы изучения и гигиенической оценки комплексного действия метеофакторов на организм.
Задача:
Ознакомление с методиками оценки влияния метео- и др. факторов на формирование тепловой нагрузки в организме человека.
Тип занятия: лабораторный
ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. В указанном преподавателем помещении определить и оценить охлаждающую
способность воздуха с помощью кататермометра.
2. Рассчитать подвижность воздуха по кататермометру.
3. С помощью психрометров или гигрометров определить относительную влаж-
ность воздуха.
4. Определить эффективно- эквивалентную температуру по таблице и оценить ее|
по номограмме.
5. Результаты всех выполненных исследований оформить протоколом по приве-
денной ниже форме с заключением и рекомендациями по оптимизации микрокли-
мата в обследуемом помещении.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Механизмы терморегуляции в организме
2. Физическая терморегуляция. Характеристика путей отдачи тепла и обуслав-| ливающих их факторов.
3. Погода, ее определение и определяющие ее факторы. Влияние погоды на организм человека.
4. Метеотропные реакции, заболевания и их профилактика.
5. Клиническая классификация погод, их характеристика и использование в работе врача.
6. Понятие о климате и климатообразующих факторах; классификация климатов и их физиолого-гигиеническая характеристика.
7. Влияние климата на здоровье, формирование течение заболеваний и их профилактика.
8. Основные принципы закаливания организма, способы и методы закаливания
организма.
9. Основные принципы закаливания организма, способы и методы закаливания организма.
10. Методы изучения комплексного влияния метеофакторов на организм, их
отличительные особенности, преимущества и недостатки.
II. Сущность метода определения охлаждающей способности воздуха; используе
мые для этого приборы, их устройство и правила работы.
12.Учение об эффективных температурах. Зона, линия комфорта.
13.Сущность метода определения результирующих температур. Устройство и
правила работы с шаровым термометром.