Этика лечения

Некоторые психотерапевты делали попытки «лечить» лесбия

нок, геев и бисексуалов от их гомосексуальных наклонностей.

Иногда подобное «лечение» называют «конверсией». В исто

рии психотерапии можно найти такие методы «лечения» гомо

сексуальности, которые напоминают пытку. Интересующиеся

этим вопросом читатели могут познакомиться с ними по заме

чательным критическим обзорам, выполненным Гонсиореком

(Gonsiorek, 1981), Блэром (Blair, 1982) Дэвисоном (Davison,

1991), Хальдеманом (Haldeman, 1991) и Сильверстейном (Sil-

verstein, 1991). Понятия «лечения» и «заболевания» являются,

конечно же, принадлежностью псевдомедицинской модели го


мосексуальности.


Предпринимавшиеся в течение последних


ста лет попытки подвести под нее научную базу оказались

тщетными. Тем более поразительно, сколь живучими являют

ся предрассудки многих специалистов, касающиеся отношения

к представителям сексуальных меньшинств — при том, что их

высшим профессиональным интересом является защита здоро

вья и интересов клиентов. Похоже, что большинство «медицин

ских» концепций гомосексуальности, предложенных в XX веке,


являются заменой прежде

взглядов на гомосексуальность,

греха и добродетели.


существовавших теологических

оперировавших понятиями


Даже за последние 20 лет в качестве методов «лечения» го

мосексуальности предлагались нейрохирургические операции,

введение гормонов, психоанализ, аверсивная терапия с ис

пользованием электрического шока и вызывающих тошноту


Глава 1.


Исторический обзор гомосексуальности 51


препаратов, социальное


научение и тренинги


гетеросексуаль-


ности, религиозный экзорцизм и молитвы. Вряд ли стоит гово

рить о том, что ни один из этих методов не оказался сколько-


нибудь эффективным в


изменении


сексуальной ориентации


геев и


лесбиянок. Все эти методы


касаются


вопросов этики.


Краджески (Krajeski, 1986, р. 21) настойчиво спрашивает: «На

сколько нравственно "лечить" то, что не является болезнью, но,


в то же время,


является


предметом


общественного


осужде


ния?»

суальности,


Критикуя бихевиоральный подход к лечению

Бегельман утверждает:


гомосек


«[Попытки бихевиоральных психотерапевтов "переделать" гомо

сексуалистов в гетеросексуалов] в силу самого факта своего суще

ствования являются важным фактором сохранения представле

ний о том, что гомосексуальность — это аномалия. Основным ар


гументом


активистов из числа


представителей


сексуальных


меньшинств, выступающих с критикой бихевиоральной психоте

рапии, является то, что последняя совершенно игнорирует вопрос


сексуальной


идентичности и лишь


поддерживает


предрассудки,


связанные с оценкой гомосексуальности в качестве "проблемного

поведения", поскольку предлагает определенный вид ее лечения.

Результатом такой позиции, так же, как и давления, исходящего от

системы социальных норм и установок, является то, что гомосек

суалисты склонны обращаться за психотерапевтической помощью


уже в силу того факта, что они


являются


гомосексуалистами»


(Begelman 1975, р. 180. Цитируется по Haldeman, 1991, pp. 141-

142).

Бихевиорист Дэвисон (Davison 1978), обсуждающий также

этические вопросы, полагает, что сам по себе факт существова

ния лечебных программ, связанных с изменением сексуальной

ориентации, может психологически травмировать как клиен

тов, так и лиц, не прибегающих к психотерапевтическим услу

гам, и наносить им определенный ущерб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: