Некоторые психотерапевты делали попытки «лечить» лесбия
нок, геев и бисексуалов от их гомосексуальных наклонностей.
Иногда подобное «лечение» называют «конверсией». В исто
рии психотерапии можно найти такие методы «лечения» гомо
сексуальности, которые напоминают пытку. Интересующиеся
этим вопросом читатели могут познакомиться с ними по заме
чательным критическим обзорам, выполненным Гонсиореком
(Gonsiorek, 1981), Блэром (Blair, 1982) Дэвисоном (Davison,
1991), Хальдеманом (Haldeman, 1991) и Сильверстейном (Sil-
verstein, 1991). Понятия «лечения» и «заболевания» являются,
конечно же, принадлежностью псевдомедицинской модели го
мосексуальности.
Предпринимавшиеся в течение последних
ста лет попытки подвести под нее научную базу оказались
тщетными. Тем более поразительно, сколь живучими являют
ся предрассудки многих специалистов, касающиеся отношения
к представителям сексуальных меньшинств — при том, что их
высшим профессиональным интересом является защита здоро
вья и интересов клиентов. Похоже, что большинство «медицин
ских» концепций гомосексуальности, предложенных в XX веке,
являются заменой прежде
взглядов на гомосексуальность,
греха и добродетели.
существовавших теологических
оперировавших понятиями
Даже за последние 20 лет в качестве методов «лечения» го
мосексуальности предлагались нейрохирургические операции,
введение гормонов, психоанализ, аверсивная терапия с ис
пользованием электрического шока и вызывающих тошноту
Глава 1.
Исторический обзор гомосексуальности 51
препаратов, социальное
научение и тренинги
гетеросексуаль-
ности, религиозный экзорцизм и молитвы. Вряд ли стоит гово
рить о том, что ни один из этих методов не оказался сколько-
нибудь эффективным в
изменении
сексуальной ориентации
геев и
лесбиянок. Все эти методы
касаются
вопросов этики.
Краджески (Krajeski, 1986, р. 21) настойчиво спрашивает: «На
сколько нравственно "лечить" то, что не является болезнью, но,
в то же время,
является
предметом
общественного
осужде
ния?»
суальности,
Критикуя бихевиоральный подход к лечению
Бегельман утверждает:
гомосек
«[Попытки бихевиоральных психотерапевтов "переделать" гомо
сексуалистов в гетеросексуалов] в силу самого факта своего суще
ствования являются важным фактором сохранения представле
ний о том, что гомосексуальность — это аномалия. Основным ар
гументом
активистов из числа
представителей
сексуальных
меньшинств, выступающих с критикой бихевиоральной психоте
рапии, является то, что последняя совершенно игнорирует вопрос
сексуальной
идентичности и лишь
поддерживает
предрассудки,
связанные с оценкой гомосексуальности в качестве "проблемного
поведения", поскольку предлагает определенный вид ее лечения.
Результатом такой позиции, так же, как и давления, исходящего от
системы социальных норм и установок, является то, что гомосек
суалисты склонны обращаться за психотерапевтической помощью
уже в силу того факта, что они
являются
гомосексуалистами»
(Begelman 1975, р. 180. Цитируется по Haldeman, 1991, pp. 141-
142).
Бихевиорист Дэвисон (Davison 1978), обсуждающий также
этические вопросы, полагает, что сам по себе факт существова
ния лечебных программ, связанных с изменением сексуальной
ориентации, может психологически травмировать как клиен
тов, так и лиц, не прибегающих к психотерапевтическим услу
гам, и наносить им определенный ущерб.