Идентичности


До


перехода на эту стадию человек обычно считает себя гете-


росексуалом,


поскольку таковым общество желает видеть всех.


Если человек


гетеросексуал, ему нет необходимости


подвергать


оценке свои


представления о


гетеросексуальности. Совсем в


ином положении оказывается тот, кто ощущает свое отличие от


других. Эта стадия характеризуется тем, что человек


начинает


понимать: слово «гомосексуальность» имеет к нему определен

ное отношение (поскольку он либо проявляет гомосексуальное


поведение, либо


осознает свои мысли, чувства и реакции, вы


званные сексуальными отношениями с лицами того же пола).


У


человека


рождается мысль


(которая может


остаться невер-


бализованной): «Мое


поведение — это


поведение лесбиянки


или гея». Это приводит к появлению чувства отчуждения от об

щества. В сложившейся ситуации люди ведут себя по-разному.


Одному может

геем, и он


понравиться идея

попытается убедиться,


оказаться

насколько это


лесбиянкой или

соответствует


действительности, читая книги,


посвященные


сексуальным


меньшинствам, или иным образом. Другой человек может вос


принимать свое


поведение как


гомосексуальное, но


испыты


вать при этом сложные чувства. Он либо постарается изменить


поведение, избегая или


игнорируя любую информацию, каса


ющуюся жизни


лесбиянок и геев, либо станет


отрицать, что


имеет к ним какое-то отношение. Использование этой стратегии


может


принести успех, если человек


сформирует


устойчивую


антигомосексуальную


установку («борца за


высокую нрав


ственность»),


выберет асексуальный стиль поведения или по


пытается


добиться


«реванша»,


«восстановив» свою


гетеросек


суальную


идентичность и создав семью.


Насколько подобная тактика избегания гомосексуальности

окажется эффективной зависит, по мнению Касса, от способно

сти человека справляться с различными ситуациями провока


ционного


характера. Гораздо проще


отказаться от


посещения


баров для


представителей сексуальных


меньшинства, чем из-


Л 40 | Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ


ВОПРОСЫ


бавиться от сексуальных фантазий гомоэротического характе

ра либо подавить в себе сексуальное возбуждение, вызванное

присутствием лица того же пола. Успех подобной тактики бу

дет также определяться способностью человека использовать

защитный механизм по типу «отрицания» и сохранить образ

асексуальности или гетеросексуальности (следует учесть, что

родственники могут оказывать на такого человека давление,

заставляя его жениться или выйти замуж).

Третьим способом разрешения противоречий описываемой

стадии может быть восприятие человеком своего гомосексуаль

ного поведения как неправильного и его стремление сохранить

свою гетеросексуальную идентичность. Это относится к ситу

ациям, когда человек оказывается вовлечен в гомосексуальные

отношения в период своего пребывания среди лиц одного с ним

пола, например, в школе-интернате для девочек или в заклю

чении. Помимо того, человек может признавать допустимость

сексуального интереса к лицам того же пола, но избегать с ними

интимного контакта. Он может внешне провоцировать лиц того

же пола к сексуальному сближению, но избегать поцелуев и

других проявлений сексуального интереса. В данном случае

возможен и такой сценарий, когда человек словно говорит себе

и окружающим: «Я не гей, потому что я не женоподобный». Он

воспринимает свое поведение не как гомосексуальное, а видит

в нем лишь попытку «эксперимента» либо, как в случае с «маль

чиками в аренду», способ заработать деньги или получить иные

блага.

Сравнение идентичности

Задача этой стадии заключается в том, чтобы решить дилемму

«кто я есть на самом деле?» и преодолеть социальную изоля

цию, являющуюся следствием признания себя лесбиянкой или

геем. Например, девушка знает о том, что другие женщины

вызывают у нее интерес и половое возбуждение, но в то же вре

мя она понимает, что другие люди не разделяют этих чувств и

испытывает отчуждение от общества, семьи и, возможно, сво

их друзей. Придя к осознанию своей гомосексуальности, она

пересматривает свои прежние идеалы, ценности и ожидания


Глава 4. Работа с лицами, «обнаружившими»... ]141

относительно собственного будущего. Она признает, что ей не

дано выйти замуж, создать семью, иметь детей, любящего мужа

и других родственников, готовых оказать ей поддержку и по

мочь ей воспитывать детей. Помимо пересмотра представлений

о своем поведении и системе ценностей она приходит к осо

знанию того, что ей пока не удалось найти им какую-либо за

мену и что ей необходимо сформировать новую систему ценно

стей и новое мировоззрение.

Отчуждение от окружающих может заставить ее искать кон

такты с другими лесбиянками и геями. Если девушка будет

очень тяготиться своим отличием от окружающих, она, воз

можно, обратится за психотерапевтической помощью. Однако,

как следует из материала первых глав книги, психотерапевт по

нимает тщетность любых попыток изменить ее гомосексуаль

ную ориентацию. Вместо этого он попытается помочь клиент

ке разобраться в ее чувствах и преодолеть последствия наруше

ния привычных социальных связей.

У тех, кто на данной стадии испытывает чувство одиноче

ства, существует возможность использовать четыре способа его

преодоления. Один из них заключается в том, что человек пы

тается примириться со своим отличием от окружающих, сфор

мировать новую идентичность и освоить иные формы сексу

ального поведения. Как правило, не тяготятся своей гомосек

суальной идентичностью следующие категории людей:

— те, кто всегда ощущал свое отличие от окружающих и в даль


нейшем связал его с понятием


гомосексуальных чувств,


мыслей и поведения. Осознавая свою принадлежность к

сексуальным меньшинствам, такие люди понимают, что су

ществуют многие другие, похожие на них, что дает таким

людям ощущение «возвращения домой»;

— те, кто всегда ощущал свое отличие от окружающих, связан

ное со своим нежеланием следовать традиционным тендер

ным ролям (так, например, некоторые девушки не могут

понять, зачем им нужно выходить замуж и иметь детей);

— те, кто получает удовольствие, ощущая свое отличие от

окружающих. Они полагают, что их сексуальная идентич

ность — это то, что делает их особенными, непохожими на

«нормальных» людей.


1 4 2 | Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ


ВОПРОСЫ


Хотя человек может убеждать себя в том, что ему все равно,

как думают о нем окружающие, он все же будет стремиться в

своем реальном поведении быть похожим на гетеросексуала,

поскольку это позволит ему избежать неприятных ситуаций,

относящихся к проявлениям гомофобии. Это бывает сделать

несложно и требует лишь следования старым моделям поведе

ния.

В то же время подобная тактика таит в себе определенные

трудности. Она окажется успешной лишь в том случае, если

человек сумеет:

 избежать некоторых сложных ситуаций (например, рожде

ственских вечеринок, на которые люди, как правило, прихо

дят с партнерами/партнершами противоположного пола);

 держать в тайне некоторую информацию о себе (например,

о том, что человек делает в выходные дни), следить за сво

им внешним видом, чтобы другие не заподозрили, что он —

гомосексуал;

 сознательно стремиться производить впечатление гетеро

сексуала или человека, не проявляющего к сексу никакого

интереса;



дистанцироваться от всего, что связано с лесбиянками и ге

ями (например, не поддерживать являющихся лесбиянками

и геями коллег по работе и не возражать против проявлений

гемофобии из страха подвергнуться осуждению со стороны

окружающих).

Хотя создание образа гетеросексуала помогает человеку из


бежать конфронтации с окружающими, оно не может разре

шить определенных противоречий в его жизни, связанных, ска

жем, с тем, что ему придется вести «двойную жизнь». У него

может возникать ощущение, что он похож на шпиона, находя

щегося на оккупированной врагами территории (Ratigan, 1991)

Вторым способом преодоления несоответствия между обра

зом «Я», поведением и внешними нормами является принятие

человеком своего гомосексуального поведения. В то же время


он будет избегать


идентифицировать себя в качестве гея или


лесбиянки. Девушка, например, может решить задачу, исполь

зуя следующие стратегии:


r


J.

2.


Глава 4. Работа с лицами, «обнаружившими»... |143

Стратегия «особого случая»: девушка воспринимает себя в

качестве лесбиянки лишь в своих отношениях с партнерша

ми. Она может говорить себе: «Если бы не Дженет, я бы уже

была замужем и имела детей».

Амбисексуальная стратегия: девушка полагает, что она мо

жет вступать в сексуальные отношения как с лицами друго

го, так и одного с ней пола. Она не испытывает потребности

в гетеросексуальных отношениях, но считает, что могла бы их

иметь, если бы захотела. Использующие эту стратегию лица

нередко убеждают себя в том, что все люди («так утверждал

Фрейд») бисексуалы, а также вспоминают, кого из знамени

тостей можно было бы отнести к их числу.


3.


Стратегия


«временной


идентичности»:


человеку


кажется,


4.


что его гомосексуальное поведение носит временный харак

тер и что он со временем создаст семью.

Стратегия «невинности»: характерна для тех, кто, призна

вая свою гомосексуальность, воспринимают ее как негатив

ное явление. Люди, придерживающиеся данной стратегии,

говорят себе: «Я таким родился, и в этом нет моей вины».

Они считают, что являются жертвами «злого рока». Такие

люди формируют негативное представление о своей сексу


альной

себе.


идентичности и


испытывают


отвращение к самим


Третий способ преодоления несоответствия между образом


«Я»,


поведением и внешними нормами на этой стадии связан


с принятием человеком своей гомосексуальной идентичности.

Однако из-за переживаемого им чувства социальной изоляции


он боится


реализовать свои


гомосексуальные


потребности в


поведении. Это особенно справедливо для случаев, когда чело

век боится быть отвергнутым семьей, друзьями или церковью.

Человек говорит себе: «Может быть, я гей, но я не могу позво

лить себе вести себя как гей». Для того чтобы преодолеть гомо

сексуальные потребности, такой человек может обращаться за

помощью к врачам, психотерапевтам или служителям церкви.

Четвертый способ преодоления вышеназванного несоответ

ствия связан с тем, что человек негативно воспринимает как


свою


гомосексуальную


идентичность, так и


гомосексуальное


поведение, и стремится их изменить. Для этого он избегает все-


1 4 4 | Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫ Е ВОПРОС Ы

го, что так или иначе относится к гомосексуальной сфере. Дли

тельное использование этой стратегии вряд ли будет успешным

нает испытывать к себе глубокое отвращение, и если данная


стратегия обнаружит свою

кончиться суицидом.


неэффективность, дело может за


Терпимость к идентичност и

По завершении предыдущей стадии, если человек не изменит

своей гомосексуальной идентичности, он пытается ее утвер

дить все более последовательно, говоря: «Я, наверное, лесбиян

ка (гей, бисексуал)». Для того чтобы преодолеть чувство отчуж

дения от гетеросексуального окружения, все больше времени

он проводит, общаясь с другими лесбиянками, геями или бисек

суалами. На этой стадии, однако, чувствуя, что ему «надо что-

то делать», человек еще не вполне последователен в установле

нии контактов с представителями сексуальных меньшинств.

Он скорее мирится со своей сексуальной идентичностью, чем

ее принимает. Ощущая растущее отчуждение от гетеросексу

ального окружения, он весьма осторожно пытается установить

новые социальные контакты.

На данной стадии для человека наиболее важным является

поможет человеку перейти на следующую стадию. В то же вре

мя этому могут мешать всевозможные факторы — такие как

излишняя застенчивость, плохие социальные навыки, низкая

самооценка, страх конфронтации с гетеросексуальным окруже

нием, интернализированная гомофобия. Хотя некоторые люди

получают удовольствие от посещения ночных дискотек, дру

гим это кажется скучным или даже пугающим. Человек дума

ет: «Если быть геем означает посещать такие заведения, тогда

я не хочу быть геем». Возможно, он продолжит общение с лес

биянками и геями, однако будет делать это уже не столь актив

но, как раньше. В иных случаях у него может усилиться чувство

отвращения к себе («Я не хочу быть гомосексуалистом»). То

гда он постарается подавить в себе гомосексуальные проявле-


Глава 4. Работа с лицами, «обнаружившими»... |145

ния и прекратить любые контакты с представителями сексу

альных меньшинств.

Приобщение человека к гомосексуальной субкультуре на

этой стадии, как правило, связано с положительными пережи

ваниями. Это, в частности, дает возможность найти партнера/

партнершу. Изэй (Isay, 1989) полагает, что некоторым людям

«любовь способна дать то, что позволит преодолеть свойствен

ное им ранее сопротивление гомосексуальным импульсам, свя

занное с годами изоляции и отвращения к самим себе». Кроме

того, приобщение к гомосексуальной субкультуре позволяет

человеку сформировать положительные ролевые модели гомо

сексуального поведения, что помогает ему, общаясь с соци

альным окружением, почувствовать себя более комфортно и

установить контакты с разными группами поддержки. Иногда

данный опыт может включать в себя некоторые негативные

моменты, заставляя человека, тем не менее, быть все более пос

ледовательным в утверждении своей гомосексуальной иден

тичности и в ее демонстрации окружающим за пределами го

мосексуального сообщества.

Однако, так же как и на предыдущей стадии, человек может

выбирать из двух основных вариантов поведения. В одних слу

чаях он будет положительно воспринимать общение с лесбиян

ками и геями, что позволит ему перейти на следующую стадию.

В других случаях, осознавая свою потребность в сексуальных

^контактах с лицами того же пола, он будет избегать идентифи

цировать себя в качестве лесбиянки или гея. При этом он будет

использовать описанные выше стратегии поведения («страте

гию особого случая», амбисексуальную стратегию, стратегию

изменит своей гомосексуальной идентичности, он сможет вос

принять себя в качестве лесбиянки, гея или бисексуала.

Принятие идентичности

Благодаря растущему включению в гомосексуальную субкуль

туру У человека появляются новые друзья, обеспечивающие его

социальную поддержку. Он начинает положительнее воспри

нимать представителей сексуальных меньшинства и признает


1 46|Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

их значимость в своей жизни. Насколько успешно человек смо

жет пройти последующие две стадии, во многом зависит от

того, с кем он будет общаться.

Одни люди считают важным сохранить гомосексуальную

идентичность как в интимных контактах, так и при общении с

социальным окружением. Другие предпочитают открывать ее

лишь в интимных отношениях или в общении с узким кругом

наиболее близких друзей, избегая «демонстрировать» обще

ству (например, носить знаки гомосексуального отличия или

принимать участие в социальных и политических акциях, мар

шах и т. д.).

Установка на «соответствие» социальным нормам на этой

стадии зависит от стремления человека использовать гетеро

сексуальные модели поведения на предыдущей стадии. Одна

ко человек уже несколько расширяет круг своего общения с

представителями сексуальных меньшинств и избирательно

демонстрирует собственную гомосексуальную идентичность,

стремясь сохранить ее в тайне от социального окружения. Кро

ме того, он может избегать общения с теми лицами, которые

негативно относятся к его новой идентичности (например, с

членами семьи, знакомыми, отягощенными гомофобией). Че

ловек может поменять место жительства или работу для того,

чтобы снизить риск конфронтации с теми, кто плохо относит

ся к лесбиянкам и геям. Для многих людей все это позволяет

существовать более-менее комфортно.

Другие же приходят к мысли о том, что следование гетеро

сексуальным моделям поведения для них более неприемлемо,

у них обостряется ощущение непоследовательности своих по

ступков («нечестность по отношению к самому себе»), что ве

дет к их переходу на следующую стадию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: