Тесно связанный с понятиями «естественный» и «нормаль
ный» и обоснованный с позиций психоаналитической теории,
данный тезис является не чем иным, как способом защиты при
вычных представлений и романтических идеалов.|Он предпо
лагает признание нуклеарной семьи в качестве социального
идеала или нормы, хотя она не может быть признана ни тем ни
другим. Большинство детей растут не в семьях, и семья не пред
ставляет собой ту единственно возможную среду, в которой
ребенок развивается. Во многих культурах женщины берут на
себя основную заботу о воспитании детей, а мужчины не при
нимают в нем почти никакого участия. Те, кто полагает, что
мужчины и женщины в процессе воспитания детей выполняют
во многом различные функции, явно возразят, если кто-то зая
вит, что оба родителя ребенка могут быть одного и того же пола.
Влияние фрейдизма на наше отношение к этой проблеме не
стоит недооценивать, а потому психотерапевту следует хорошо
понимать «изъяны» фрейдизма, если он предполагает решать
|
|
вопросы, связанные с сексуальностью, полом и развитием ре
бенка.
Мальчик нуждается в мужских ролевых моделях
Данное утверждение часто основывается на предположении
о том, будто мальчики-подростки, не имеющие отцов, проявля
ют асоциальные наклонности и становятся «похожими на жен
щин» (то есть женоподобными, геями). (Ничем не доказано, что
отсутствие отца является для ребенка сколько-нибудь значи
мым. Конечно же, у мальчиков имеется множество ролевых
моделей, однако большинство этих моделей оставляют желать
лучшего. Признавая, что мальчики нуждаются в мужских ро
левых моделях, мы должны отметить и то, что эти модели столь
же значимы и для девочек. Любопытно, что сама идея о муж
ских ролевых моделях противоречит тезису о «естественности»
воспитания. Если ей следовать, выходит, что «мужествен-
Глава 7. Проблемы, связанные с рождением и воспитание м детей |207
ность» является результатом научения. Так или иначе, мальчик
станет мужчиной в силу естественных причин, однако обще
ство озабочено тем, чтобы сделать из него мужчину определен
ного сорта. В книге Алана Зинфельда (Sinfield, 1994) приво
дится богатый материал, касающийся страха «женоподобия»,
характерного для британской культуры.