Конфликты


Психотерапия и духовность тесно связаны друг с другом. Осо


знавая смысл


понятия


«исцеление души», мы создаем основу


для


разработки


подлинного


психотерапевтического


подхода.


Стремясь уяснить причины человеческих страданий и способы

их преодоления, я убедился, что достижение психической це

лостности и полноты жизни невозможно без понимания того,

какую роль в жизни человека играет Бог. Этот подход назван

мной моделью психического и духовного роста.

В данной главе, не вдаваясь в технические детали, я пыта


юсь изложить основы


«теологии исцеления и личностной ин


теграции», объединенные понятиями психического роста и ду

ховности. Этот подход используется мной в практической ра


боте с


людьми,


переживающими


конфликт с


религиозной


традицией или духовными представлениями. Я исхожу из того,

что влияние христианских церквей на психическое и духовное

здоровье лесбиянок, геев и бисексуалов является — в лучшем

случае — негативным, а нередко и в высшей степени деструк


тивным. Начну с


разъяснени я


смысла


некоторых


ключевых


понятий. Прежде всего

религией и духовным опытом.


необходимо


уяснить


разницу между


Духовный опыт


выходит за пределы


повседневного опыта и


способов восприятия человеком самого себя. Он позволяет че


ловеку


постигнуть


существование более


глубокой


реальности


и установить с ней контакт. Духовный опыт с трудом поддает

ся вербальному описанию, поскольку используемый нами язык

основан на повседневной реальности. В TQ же время важным

моментом работы, ориентированной на психический и духов-


Глава 13. Религиозные и духовные конфликты |329

ный рост, является совместное создание клиентом и психоте

рапевтом такого языка и таких форм символической и метафо

рической экспрессии, которые позволяли бы им передавать со


держание


духовного опыта.


Духовный опыт


обретается путем


установления человеком связи с Богом в себе самом. Органи

зованные религии мешают прямому контакту человека с Богом

в себе самом — они стремятся монополизировать или контро

лировать существующую между ними духовную связь. В тече

ние многих веков ведущие мировые религии — такие как хрис


тианство и ислам — пытались отстоять свое


исключительное


право на духовный опыт и предложить свое собственное пони

мание его смысла, нередко используя при этом и средства по

литического давления. С этой точки зрения религиозные ин


ституты


выступают в качестве агентов


социального контроля.


Формируя


нравственные


представления людей, они


нередко


интерпретируют священные тексты так, как считают нужным.


Религиозный опыт в свою очередь связан с опытом


посеще


ния человеком церкви и изучением ее учений, а также с осозна

нием человеком значения церкви и своих взаимоотношений с

ней на протяжении всей его жизни.


Ортодоксальные церкви


выступают против


многообразия


форм сексуальности и порождаемых ими стилей жизни и форм


духовного опыта.


Фундаменталисты и


догматики


осуждают и


преследуют лесбиянок, геев и


бисексуалов. Хотя в


последние


годы обозначились попытки отделить дискриминирующее от


ношение


ведущих


церквей к


представителям


сексуальных


меньшинств от присущего каждому человеку стремления к по

стижению смысла духовного опыта, связанного с поиском Бога

в себе самом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: