Глава 1. Гигиенические основы учебно – воспитательного процесса

Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.

Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др. [10].

Вопросы гигиены учебно-воспитательной работы неразрывно связаны с режимом дня детей и подростков, в частности с вопросом о нормах нагрузки учащихся умственной работой и другими видами деятельности, обусловливающими их утомление, а иногда и переутомление.

Без разрешения вопроса о нормах допустимой нагрузки умственной работой детей и подростков различных возрастов нельзя дать научно обоснованного ответа на вопрос, каким должен быть учебный план школы для каждого класса в отдельности, так как последний определяет объём учебного материала, подлежащего усвоению учащимися. По этим же мотивам вопрос о допустимых нормах нагрузки умственной работой детей и подростков имеет значение для определения продолжительности учебного дня и учебного года, содержания программ отдельных учебных предметов и учебников и т. п. Установить допустимые нормы нагрузки учащихся различных возрастов умственной работой, в первую очередь учебной работой в школе и по приготовлению заданных на дом уроков, является сложным делом и возможно лишь на основе глубокого физиологического изучения режима дня детей и подростков, в частности изучения отдельных элементов этого режима.

Под нормами нагрузки учащихся умственной работой подразумевается ограничение во времени того или иного вида учебных и иных занятий. Следует, однако, иметь в виду, что эти нормы в известной мере условны, так как у отдельных лиц одного и того же возраста может иметь место большая или меньшая способность восприятия и усвоения учебного материала, зависящая от индивидуальных особенностей физического и особенно психического развития и условий обучения и воспитания. Несмотря на это, нормы эти обязательны, так как они регламентируют допустимую продолжительность уроков, учебного дня и учебного года и обусловливают объём и содержание программ и учебников по отдельным предметам, имеющимся в учебном плане.

Вполне очевидно, что нормально растущий и развивающийся организм требует удовлетворения определённых физиологических потребностей (сон достаточной продолжительности и в надлежащих условиях, пребывание на свежем воздухе, обеспечение движений, рациональное питание и правильная организация приёма пищи и т. п.). Недостаточное удовлетворение физиологических потребностей растущего организма (как в количественном, так и в качественном отношениях) неизбежно влечёт за собою более вялое течение всех жизненных процессов по сравнению с нормальным состоянием организма. Последствием этого также является понижение сопротивляемости организма в отношении различных неблагоприятных факторов, в первую очередь в отношении инфекции. Это имеет место у взрослого человека, но особенно у ребёнка, организм которого значительно более реактивен и податлив различным воздействующим на него влияниям.

Недостаточное в количественном и качественном отношениях удовлетворение физиологических потребностей растущего организма, в особенности сна, резко отрицательно отражается на психических процессах - на мышлении, восприятии и усвоении учебного материала. Естественным последствием недостаточного удовлетворения этих потребностей является понижение активности внимания и памяти [2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: