Мастер и Маргарита. Место в тв-ве, худ.своеобразие, приемы, пространство и время, деталь, фантастическое начало

Булгаков: 1891 – 1940, отец – профессор богословия – имел влияние. Замысел «романа о дьяволе» - 1928. По мере работы усиливалось философское начало: вопросы жизни и смерти, добра и зла, нравственных ценностях. Прием романа в романе: 1) философский роман-миф из античной жизни, кот.пишет Мастер и рассказывает Воланд. Точный, строгий, торжественный тон. Миф соединяет историческое время с космическим, быт с символикой. 2) в духе фанастич.реализма, о судьбе самого Мастера в современной жизни. Яркие краски, фантастич.образы, причудливый стиль. Два романа связаны композиционно приемами сцеплений, повторов и параллелей (Ржевский). Романы образуют параллели (Соколов): Иешуа – Мастер, бездомный – Левий Матвей, Каифа – Берлиоз, Иуда – барон Майгель. Ершалаимская толпа – зрители варьете, В обоих романах действие в Страстную неделю – время искушений и очищения. Похожая погода («сломанное солнце», жара). В финале оба раза – Судный час. Два финала: реальный и символический. Реминисценции на «Фауста» Гете: эпиграф, Маргарита, сделка с дьяволом, на трости Воланда черный пудель – Мефистофель и т.д.

В условиях идеологической цензуры черновики романа следует рассматривать, чтобы понять замысел. В частности, автором романа об Иешуа изначально должен был быть Воланд, который именовался Мастером, а Берлиоз предлагал ему сотрудничество в атеистическом журнале, на что тот ответил, что счел бы это счастьем. Неслучайно роман о Пилате рассказывается дьяволом. У Мастера (в итоговой редакции) ет своег имени, нет характера, и вся жизнь персонажа сводится к одной важнейшей функции. Воланд же рассказывает роман как очевидец («…я лично присутствовал при всем этом»). Мастер отсылает Ивана за продолжением к Воланду («ваш знакомый с Патриарших прудов сделал бы это лучше меня»). Воланд именуется «консультантом», вызванным изучать рукопись Герберта Аврилакского – одного из прототипов Фауста: называя имя первого литературного Фауста, он имеет в виду последнего – Мастера, который отдал ему – демону – свой талант. Отличие: Мастер не продал сатане душу. Он ее просто растерял («Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну, что ж, согласен искать там»). Эпиграф позволяет думать, что именно Воланд – главный герой.

И вновь возвращаемся к этой триаде: книга Иова - «Фауст» - «Мастер и Маргарита». В первой книге душа Иова под защитой Бога. Во второй Бог снимает защиту с души искушаемого человека. В третьей люди сами сдернули небесный покров со своих душ. Город, в котором из каждого окна выглядывает по атеисту, стал игрушкой в руках сатаны.

Горит «нехорошая квартира», Воланд выражает пожелание, чтобы новое здание было лучше прежнего, Коровьев: «так и будет, мессир» - символично, можно воспринять двояко. Лучше с точки зрения дьявола? - перекличка с Иешуа (персонаж евангелия от сатаны, отлич.от Иисуса, нет божественного, есть слабости, он заискивающе улыбается, просит снисхождения, ничего не понимает в классовой борьбе и т.д.; его образ напоминает «богословские» труды Льва Толстого и выглядит карикатурой на атеистический образ Христа): «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Роман Мастера назван «романом о Пилате»: одна из структурных тем – тема пилатова преступления: поступает по велению страха, а не совести. Наказан бессонницей. В последней главе – соединение двух романов: Мастер «освободил» прокуратора и отпустил к Иешуа. Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой – спорный вопрос в литературоведении. Он обрел Дом, что важно для художника.

Судя по эпиграфу, Воланд – орудие блага. Показана жизнь послереволюционной Москвы его глазами, т.е.в исторических масштабах. Анализируются люди. «Квартирный вопрос» испортил людей – т.е.потерянный Дом и утраченный Бог. Герои подобны гоголевским, хотя мельче. Нелицеприятные характеристики. Впрочем, «и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди…» (В.).

«М&M» - бесспорно лучшее, итоговое пр-е Б.Резюмирует его представления о смысле жизни, человеке, его смертности и бессмертии, борьбе доброго и злого начала в истории, нравственном мире человека (Лесскис).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: