Семья — это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями.
Также семьей называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.
Черты семьи как социального института заключены:
✓ в социальных нормах;
✓ санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
Семья осуществляет функции:
✓ воспитания;
✓ эмоциональной поддержки;
✓ хозяйственно-бытового обслуживания;
✓ социального контроля;
✓ репродуктивную (генеративную) и сексуальную, которые проявляются в воспроизводстве потомства и супружеских взаимоотношениях.
Выделяются следующие составные элементы семьи:
✓ структура;
✓ окружение семьи;
✓ функционирование;
✓ история развития.
Под структурой семьи понимают:
✓ систему отношений родства;
✓ совокупность духовных, нравственных, психологических и иных отношений.
В структуре семьи учитываются:
✓ количество членов семьи (что определяет тип семьи — нуклеарная или большая);
✓ их родственные связи (родители, родители и дети, братья и сестры);
✓ характер взаимоотношений в подсистемах;
✓ границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат);
✓ вся совокупность взаимоотношений между членами "малой" семьи (дети, родители) и "большой семьи" (бабушки, дедушки, дяди, тети и др.).
В окружение семьи входят:
✓ ситуация проживания;
✓ социоэкологический статус;
✓ взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме;
✓ влияние референтной группы "большой" семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники) — сильные и слабые стороны этого влияния на семью.
Функционирование семьи — это ролевая деятельность ее членов — совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях к другим ее членам.
История развития семьи включает:
✓ генеалогическое древо семьи ("корни" семьи и влияние их на сегодняшнее положение дел в семье);
✓ обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни.
Основные стадии развития семьи:
✓ интимность, близость. Взаимоотношения супругов находятся в стадии формирования;
✓ пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу. Задача — развитие воспитательных образцов у новых членов семьи;
✓ индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия среднего и старшего школьного возраста детей. На данной стадии происходят отделение родителем своей личности от личности ребенка и отделение ребенка от личности родителя; появление у детей (и у родителей) собственных, независимых друг от друга интересов, обособление каждого члена семьи;
✓ товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми, достигшими совершеннолетия. Задача - развитие взаимоотношений "родитель-подросток", основанных на понимании возрастающей независимости ребенка;
✓ перегруппировка. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача - изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям между детьми и родителями по схеме "взрослый-взрослый";
✓ восстановление, возврат. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Родители оказываются в ситуации, похожей на первые годы существования семьи (живут друг для друга), но отношения переходят на новый этап;
✓ взаимопомощь. Родители-пенсионеры, главной задачей которых становится поддержка друг друга. Кроме того, взаимопомощь распространяется на отношения между поколениями (родители нянчат внуков, помогая взрослым детям, дети помогают стареющим родителям).
В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где исполнение ролей мужчины и женщины адекватно, и дисгармоничные, в которых супруги имеют различные проблемы:
✓ обвинение - один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;
✓ успокоение — супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;
✓ отвлечение - поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;
✓ чувство:
• обиды — возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;
• вины — один из супругов получает больше, чем дает;
✓ паралояльные отношения — ревность, озлобленность, подозрительность.
По силе власти в семье кого-либо из супругов можно выделить следующие типы брака:
✓ доминирующий муж и пассивная жена;
✓ доминирующая жена и пассивный муж;
✓ оба супруга стремятся и имеют силы доминировать, что часто ведет к открытой борьбе или соперничеству;
✓ изоляция или эмоциональное отчуждение; фактический распад семьи при сохранении формального брака;
✓ псевдокооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем мнении.
Стадии распада брака:
✓ эмоциональная - когда проходит любовь;
✓ физическая - прекращение интимных отношений;
✓ фактическая - прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание.
Основные социальные проблемы семьи:
· трудное материальное положение семьи;
· ухудшение состояния здоровья отдельных членов семьи (или всех) вследствие недоедания, стрессов, неудовлетворительных жилищных условий;
· злоупотребление в семье (или членом семьи) алкоголем и наркотиками, что отражается на всей семье; жестокое обращение с детьми и другими членами семьи; антиобщественный образ жизни кого-либо из членов семьи (ребенок-правонарушитель, мать-алкоголичка и др.), правонарушения и скандалы;
· социальное сиротство — это явление устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей, искажение родительского поведения.
Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой такие последствия:
✓ падение рождаемости; рост числа разводов;
✓ увеличение числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семьи:
✓ рост числа бездетных и молодежных семей;
✓ рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
✓ тенденция отделения молодых семей от родителей;
✓ увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.
Типы семей и их социальные проблемы:
✓ среднестатистическая: нуждается в политике стабилизации семьи, и прежде всего в эмоциональной разрядке; проблемы такой семьи — это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков;
✓ молодая: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть — межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей;
✓ вторичная: созданная повторно обоими или одним из супругов — для нее характерны вышеперечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи;
✓ неполная: отсутствует один из родителей; ее типичные проблемы — это изменение статуса в обществе — низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности;
✓ многодетная: три и более детей; ее типичные проблемы — бедность, нестабильность статуса в обществ, иждивенческие установки, условия для развития у подростков психологических отношений.
Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на следующие типы:
✓ конфликтные;
✓ педагогически несостоятельные;
✓ аморальные.
Конфликтные семьи с возрастающе-конфронтирующим типом отношений (по данным исследований, около 60% из общего числа неблагополучных семей) отличаются тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство и новые конфликты.
Конфликты разрастаются как "снежный ком" (например, скандалы из-за алкоголизма мужа усиливаются конфликтами из-за нищеты и неустроенности, а последние, в свою очередь, усиливают конфликты между родителями и детьми, — дети "сбегают" из дома, совершают преступления, что еще более накаляют обстановку в семье и т. д.)- В подобной семье полностью нивелируются чувства любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Семья как бы разрушается изнутри; конфликт расшатывает систему и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Как правило, такие семьи в итоге рушатся физически (дети попадают в колонии, родители, ведущие нездоровый образ жизни умирают или полностью деградируют.
В педагогически несостоятельных семьях низкая культура воспитателей родителей сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Дети в таких семьях растут как "сорняки". Обычно они плохо учатся и прогуливают занятия в школе, рано начинают употреблять алкоголь, курить. При этом родители попустительствуют такому поведению. Например, мотивируя это ошибочными установками (например: "мы тоже были такими", "школа ничему не научит", "жизнь всему научит"). Чаще всего такие семьи встречаются в ситуациях, когда доминирующий родитель является неродным по отношению к детям. Например, занятый исключительно своими делами отчим, подчиняющаяся ему во всем жена и ее "отбившийся от рук" ребенок от другого брака. Также такое воспитание встречается в семьях, где родителей по разным причинам заменяют дедушки и бабушки. Например, родители в тюрьме, а взявшие на воспитание внуков бабушки и дедушки слишком жалеют внуков, стараются попустительствовать им во всем.
Аморальную семью составляют люди, которые еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты антиобщественного поведения, не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т. е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. Например, мать-проститутка может вовлекать в свое "ремесло" дочь ит. д.
Социальные сироты — это дети, имеющие родителей, но лишенные родительского внимания и заботы, т. е. сироты при живых родителях.
Более 50% детей помешаются в дом ребенка по социальным причинам (а не из-за отсутствия родителей). Например, это:
✓ лишение родительских прав;
✓ плохие материальные и жилищные условия;
✓ внебрачное положение женщины;
✓ нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети — это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме.
Основные причины отказа родителей (чаше — одного из родителей) от ребенка:
✓ тяжелая болезнь ребенка или уродства (около 60%);
✓ сложные материальные и бытовые условия (около 30%);
✓ случайные обстоятельства зачатия детей, нежелательность данного ребенка (около 10%).