Сущность социальных проблем отдельных категорий семей

Семья — это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями.

Также семьей называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Черты семьи как социального института заключены:

✓ в социальных нормах;

✓ санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Семья осуществляет функции:

✓ воспитания;

✓ эмоциональной поддержки;

✓ хозяйственно-бытового обслуживания;

✓ социального контроля;

✓ репродуктивную (генеративную) и сексуальную, которые проявляются в воспроизводстве потомства и супружеских взаимоотношениях.

Выделяются следующие составные элементы семьи:

✓ структура;

✓ окружение семьи;

✓ функционирование;

✓ история развития.

Под структурой семьи понимают:

✓ систему отношений родства;

✓ совокупность духовных, нравственных, психологических и иных отно­шений.

В структуре семьи учитываются:

✓ количество членов семьи (что определяет тип семьи — нуклеарная или большая);

✓ их родственные связи (родители, родители и дети, братья и сестры);

✓ характер взаимоотношений в подсистемах;

✓ границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмо­циональный климат);

✓ вся совокупность взаимоотношений между членами "малой" семьи (де­ти, родители) и "большой семьи" (бабушки, дедушки, дяди, тети и др.).

В окружение семьи входят:

✓ ситуация проживания;

✓ социоэкологический статус;

✓ взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме;

✓ влияние референтной группы "большой" семьи (бабушки, дедуш­ки, ближайшие родственники) — сильные и слабые стороны этого влияния на семью.

Функционирование семьи — это ролевая деятельность ее членов — совокупность установок, норм и образцов поведения, характери­зующих одних членов семьи в их отношениях к другим ее членам.

История развития семьи включает:

✓ генеалогическое древо семьи ("корни" семьи и влияние их на сего­дняшнее положение дел в семье);

✓ обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни.

Основные стадии развития семьи:

✓ интимность, близость. Взаимоотношения супругов находятся в стадии формирования;

✓ пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу. Задача — развитие воспитательных образцов у новых членов семьи;

✓ индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия среднего и старшего школьного возраста детей. На данной стадии происходят отделение родителем своей личности от личности ребенка и отде­ление ребенка от личности родителя; появление у детей (и у родите­лей) собственных, независимых друг от друга интересов, обособление каждого члена семьи;

✓ товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми, достигшими совершеннолетия. Задача - развитие взаимоотношений "родитель-подросток", основанных на понимании возрастающей независи­мости ребенка;

✓ перегруппировка. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача - изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям между детьми и родителями по схеме "взрослый-взрослый";

✓ восстановление, возврат. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Родители оказываются в ситуации, похожей на первые годы существования семьи (живут друг для друга), но отноше­ния переходят на новый этап;

✓ взаимопомощь. Родители-пенсионеры, главной задачей которых становится поддержка друг друга. Кроме того, взаимопомощь распространяется на отношения между поколениями (родители нянчат внуков, помогая взрослым детям, дети помогают стареющим родителям).

В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где исполнение ролей мужчины и женщины адекватно, и дисгармоничные, в которых супруги имеют различные проблемы:

✓ обвинение - один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;

✓ успокоение — супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;

✓ отвлечение - поведение одного из супругов отвлекает его от напря­женной ситуации в семье;

✓ чувство:

• обиды — возникает в том случае, когда один из супругов дает боль­ше, чем получает;

• вины — один из супругов получает больше, чем дает;

✓ паралояльные отношения — ревность, озлобленность, подозрительность.

По силе власти в семье кого-либо из супругов можно выделить следующие типы брака:

✓ доминирующий муж и пассивная жена;

✓ доминирующая жена и пассивный муж;

✓ оба супруга стремятся и имеют силы доминировать, что часто ведет к открытой борьбе или соперничеству;

✓ изоляция или эмоциональное отчуждение; фактический распад семьи при сохранении формального брака;

✓ псевдокооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем мнении.

Стадии распада брака:

✓ эмоциональная - когда проходит любовь;

✓ физическая - прекращение интимных отношений;

✓ фактическая - прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание.

Основные социальные проблемы семьи:

· трудное материальное положение семьи;

· ухудшение состояния здоровья отдельных членов семьи (или всех) вследствие недоедания, стрессов, неудовлетворительных жилищных условий;

· злоупотребление в семье (или членом семьи) алкоголем и нар­котиками, что отражается на всей семье; жестокое обращение с детьми и другими членами семьи; антиобщественный образ жизни кого-либо из членов семьи (ребе­нок-правонарушитель, мать-алкоголичка и др.), правонарушения и скандалы;

· социальное сиротство — это явление устранения или неучастия в вы­полнении родительских обязанностей, искажение родительского поведения.

Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют ны­нешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой такие по­следствия:

✓ падение рождаемости; рост числа разводов;

✓ увеличение числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семьи:

✓ рост числа бездетных и молодежных семей;

✓ рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;

✓ тенденция отделения молодых семей от родителей;

✓ увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

Типы семей и их социальные проблемы:

✓ среднестатистическая: нуждается в политике стабилизации семьи, и прежде всего в эмоциональной разрядке; проблемы такой семьи — это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подро­стков;

✓ молодая: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть — межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей;

✓ вторичная: созданная повторно обоими или одним из супругов — для нее характерны вышеперечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи;

✓ неполная: отсутствует один из родителей; ее типичные проблемы — это изменение статуса в обществе — низкий материальный уро­вень, наличие развития у детей девиантности;

✓ многодетная: три и более детей; ее типичные проблемы — бедность, нестабильность статуса в обществ, иждивенческие установки, условия для развития у подростков психологических отношений.

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на следующие типы:

✓ конфликтные;

✓ педагогически несостоятельные;

✓ аморальные.

Конфликтные семьи с возрастающе-конфронтирующим типом отношений (по данным исследований, около 60% из общего числа неблагополучных семей) отличаются тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство и новые конфликты.

Конфликты разрастаются как "снежный ком" (например, скандалы из-за алкоголизма мужа усиливаются конфликтами из-за нищеты и не­устроенности, а последние, в свою очередь, усиливают конфликты ме­жду родителями и детьми, — дети "сбегают" из дома, совершают пре­ступления, что еще более накаляют обстановку в семье и т. д.)- В подобной семье полностью нивелируются чувства любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Семья как бы разрушается из­нутри; конфликт расшатывает систему и создает потребность освобо­ждения от отношений, ставших неудовлетворительными. Как правило, такие семьи в итоге рушатся физически (дети попа­дают в колонии, родители, ведущие нездоровый образ жизни умирают или полностью деградируют.

В педагогически несостоятельных семьях низкая культура воспитате­лей родителей сочетается с нежеланием что-либо исправить или из­менить. Дети в таких семьях растут как "сорняки". Обычно они плохо учатся и прогуливают занятия в школе, рано начинают употреблять алкоголь, курить. При этом родители попустительствуют такому пове­дению. Например, мотивируя это ошибочными установками (напри­мер: "мы тоже были такими", "школа ничему не научит", "жизнь всему научит"). Чаще всего такие семьи встречаются в ситуациях, когда до­минирующий родитель является неродным по отношению к детям. Например, занятый исключительно своими делами отчим, подчи­няющаяся ему во всем жена и ее "отбившийся от рук" ребенок от дру­гого брака. Также такое воспитание встречается в семьях, где родите­лей по разным причинам заменяют дедушки и бабушки. Например, родители в тюрьме, а взявшие на воспитание внуков бабушки и де­душки слишком жалеют внуков, стараются попустительствовать им во всем.

Аморальную семью составляют люди, которые еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты антиобщественного поведения, не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т. е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. Например, мать-проститутка может вовлекать в свое "ре­месло" дочь ит. д.

Социальные сироты — это дети, имеющие родителей, но лишенные родительского внимания и заботы, т. е. сироты при живых родителях.

Более 50% детей помешаются в дом ребенка по социальным причинам (а не из-за отсутствия родителей). Например, это:

✓ лишение родительских прав;

✓ плохие материальные и жилищные условия;

✓ внебрачное положение женщины;

✓ нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

Отказные дети — это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме.

Основные причины отказа родителей (чаше — одного из родителей) от ребенка:

✓ тяжелая болезнь ребенка или уродства (около 60%);

✓ сложные материальные и бытовые условия (около 30%);

✓ случайные обстоятельства зачатия детей, нежелательность данного ребенка (около 10%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: