Тренерское мастерство

Существует несколько условий эффективной работы тренеров в режиме интерактивного обучения:

§ соответствие профессиональных возможностей тренеров целям и задачам конкретного тренинга

§ наличие у тренеров навыков группового взаимодействия

§ соответствующая личная направленность самого тренера на интерактивную методику.

Овладение методикой интерактивного обучения, усвоение всех ролей тренера носит профессионально-личностный характер.

Приняв участие в интерактивном обучении, некоторым начинает казаться, что быть тренером совсем не сложно. Но когда люди пробуют себя в роли тренера, они очень быстро могут отойти от тренинговых методик по внутренним, не всегда осознаваемым причинам. Характерным проявлением отклонения от наших методик является возврат к авторитарным шаблонам, к лекционному стилю и т. п. Могут возникать осложнения, касающиеся взаимодействия с группой, — неспособность руководить групповым процессом, сосредоточенность на сугубо информационном или узко учебном подходе.

Подобные трудности преодолеваются путем повышения профессионализма, включая тренинги для тренеров и тренинги повышения профессионального мастерства, а также благодаря постоянной работе над собой.

Основные пути повышения тренерского мастерства:

§ В процессе работы. Это — процесс проб и ошибок, которые будут возникать независимо от запланированного процесса.

§ В моделируемой обстановке. Такое усвоение основано на профессиональном тренинге, в ходе которого происходит осмысление (рефлексия) усваиваемой деятельности. При этом моделируется не только предметно-содержательная, но и наименее предсказуемая социально-психологическая сторона обучения.

§ В паре с тренером. Такое усвоение достигается совместной работой опытного тренера с начинающим. Чтобы работа была эффективной, тренеры-новички начинают работать в паре с опытным тренером, выбирая такие блоки упражнений, в которых они чувствуют себя наиболее уверенно. Накануне тренинга проводятся «тренировки», «проговаривание» упражнений в паре, а после тренинга обсуждаются различные аспекты тренерских навыков и проведенной работы в целом.

Развитие тренерских навыков — процесс, который никогда не заканчивается. Чтобы совершенствовать тренерское мастерство, важно фиксировать собственный опыт, наблюдать за своим поведением и влиянием на группу. Этот процесс охватывает и обмен информацией о «+» и «–» проведенного тренинга с коллегой по тренингу. Не будет особой пользы от длительных переживаний по поводу собственных ошибок.

Работая в паре, тренеры постоянно общаются друг с другом, способствуют личному и профессиональному росту каждого, помогают, делятся собственным опытом.

Непрерывно работая над собой, тренируясь и приобретая новый опыт, тренеры достигают профессионализма в тренерской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: