Этичность

Т.е. соблюдение общепризнанных моральных норм. Увы, мы с вами знаем, что наши рекомендации сплошь и рядом нарушаются на практике. Во многих случаях в отношении подследственных, подозреваемых и обвиняемых осуществляются незаконные методы воздействия, избиение, другие методы воздействия. Я вам говорю о том, как должно быть и как можно это сделать, привожу примеры, когда следователь, используя рефлексивное управление, рефлексивное взаимодействие, добивался истины, показаний, вопреки сложностям и определенным трудностям, которые возникали.

Правила, дополняющие и разъясняющие основные условия, позволяющие использовать тактические приемы, которым должны отвечать тактические приемы, которые использует следователь.

1. Прием не должен унижать честь и достоинство участников расследования.

2. Прием не должен влиять на позицию невиновного.

3. Прием не должен оправдывать само совершение преступления и преуменьшать его общественную опасность.

Мне приходилось проводить семинарские занятия с практическими работниками, со следователями. Они мне приводили пример. Представьте себе, обвиняемый, совершивший убийство, спрашивает - а меня могут расстрелять? Следователь что должен сказать? Я не могу гарантировать, что этого не случится на сто процентов. Каждый раз следователь, отвечая на вопрос, должен оценивать ситуацию. С точки зрения допрашиваемого, если следователь сказал бы - нет, вас не расстреляют, мы обеспечим, он мог бы почувствовать, что здесь следователь говорит не верно. Но когда следователь сказал, что он не может гарантировать на сто процентов, что этого не произойдет, он сказал правду, тем самым в глазах допрашиваемого лица приобрел некий авторитет. Эти тонкости имеют значение.

4. Прием не должен способствовать оговору невиновных.

5. Не должен основываться на неосведомленности обвиняемого в вопросах уголовного права и процесса.

МЕТОДЫ РЕФЛЕКСИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Характеристика этих методов.

1. Формирование истинного представления о том, что будет, об обстановке, в условиях которой предстоит действовать лицу, которое привлекается к уголовной ответственности, с которым осуществляется взаимодействие. Создание ситуации, в которой бы проявилась виновная осведомленность лица, привлекаемого к уголовной ответственности, в силу знания им определенных обстоятельств.

2. Формирование цели у лица, с которыми мы взаимодействуем, которая в определенной степени совпадает с целями следователя, побуждает к компромиссным решениям и действиям. Например, формирование у него добровольно возместить ущерб.

3. Формирование у заинтересованных лиц ошибочного представления о своей осведомленности относительно каких-либо обстоятельств.

Например, кража со взломом инсценирована. Совершено хищение, а материально ответственное лицо, чтобы скрыть недостачу, инсценирует кражу со взломом. Существует много признаков, по которым это можно определить. Следователь как бы верит ему, когда разговаривает с лицом, подозреваемым. До определенного момента. А потом он его изумляет. Он внезапно выдает свою осведомленность и выдает те доказательства, которые свидетельствуют о том, что кража инсценирована.

№3 - 16.09.98

Весь смысл криминалистического обучения, криминалистической тактики состоит в том, чтобы человек обязательно мог воспользоваться этими приемами, чтобы выйти из, может быть, неравной схватки с противником, даже, может быть, более интеллектуальным, чем следователь.

Я вам говорил о приемах рефлексивного взаимодействия, о методах использования информации, которая есть в нашем распоряжении. Информация может быть просто передана, я говорил о нулевом ранге рефлексии, не думая наперед, какое впечатление она произведет на конкретного человека, как он поступит, оценивая не только документы, но и каждого из нас, наш интеллект, наш опыт. В этом смысл взаимодействия. Не только я думаю, о чем он думает, но и я должен оценить, как он думает обо мне самом, о том, как я оцениваю его и какие я шаги в связи с этим могу предпринять. Это не нулевой ранг рефлексии должен быть. Мы каждый раз должны учитывать эмоциональную, психологическую сторону и выбирать конкретный момент, когда нам удобнее всего воспользоваться имеющейся у нас информацией. Это суть и основа тактических приемов. Здесь есть нюансы применительно к отдельным следственным действиям.

Метод 1. Метод праксеологии (метод эффективной деятельности). Когда мы включаемся в определенное взаимодействие с группой лиц, может быть с фирмой с какой-то, с лицами, может быть, человек, которого предстоит допрашивать в судебном заседании, если вы будете работать следователем, каждый раз первое правило, которое нужно обязательно учитывать - это изучить своего потенциального противника. Его психологию, интеллект. Выявить его слабые, уязвимые места. Когда мы осуществляем рефлексивное взаимодействие, нужно обязательно ставить не себя на место вашего противника, не как бы я поступил в этой ситуации, а как этот конкретный человек с его интеллектом, с его психологией поступит в этой ситуации и будет учитывать и реагировать на ту информацию, которую мы передаем. Вы можете себя представить, конечно, вот я бы поступил так. Но это не означает, что и он поступит такой образом. Только он может поступить так, как он поступит с учетом этой ситуации, учитывая его психологию, его эмоциональные, интеллектуальные особенности.

Метод 2. Сосредоточение и обеспечение превосходства
своих сил и средств для решающего столкновения.
Вы изучили своего противника, попытались выявить наиболее уязвимые места, сосредоточили решающие ваши возможности для нанесения соответствующего удара в то слабое звено, которое, по вашему мнению, может привести к успеху. С юридической точки зрения - это накопление аргументов и доводов, доказательств для решающего допроса, допустим. Или же накопление фактических данных для получения санкции на задержание лица и сам момент задержания.

Метод 3. Раздробление сил и средств противодействующей стороны. Разжигание конфликта, обострение противоречий у участников группы, допустим. Здесь могут быть совершенно разные, вполне правомерные действия в пределах уголовно-процессуального закона. Обострить противоречия, усилить конфликты между участниками преступной группы - вполне в силах следователя. И часто используется в оперативно-розыскной деятельности. Информация выдается, зачастую правдивая, для того, чтобы вызвать недоверие у участников преступной группы друг к другу.

Метод 4. Создание резерва для замены выбывших сил и средств. Оставление доказательств, аргументов на тот случай, если у нас первая попытка добиться успеха не удалась. Может быть лобовая атака и есть обходные пути. Если лобовая атака, первая попытка не удалась, обязательно должны быть резервы, чтобы следователь мог повторить допрос и добиться успеха.

Метод 5. Предвосхищение событий. Это одно из основных правил следственной тактики, мы должны обязательно предвидеть, что может получиться. По существу, рефлексивное взаимодействие - это тоже некое предвосхищение. Мы как бы предвосхищаем, а как поступит то или иное лицо. Предвосхищая события, нужно попытаться сделать так, чтобы не наступили какие-то отрицательные последствия. Например, лучше предупредить ложь в показаниях свидетелей, допустим, нежели ее потом изобличать. Целесообразнее закрыть каналы сбыта похищенного, чтобы у преступников были ограничены возможности к реализации похищенного, нежели потом искать это похищенное.

Метод 6. Уклонение от встречи в невыгодных условиях. Если мы видим, что у нас не получается, оказывается недостаточно аргументов, если мы не можем обеспечить превосходство в определенной следственной ситуации, которую мы пытаемся разрешить, нужно уклониться от встречи. Нужно отложить решающее взаимодействие на определенное время. Например, отложить производство следственного действия, уклониться от дискуссии.

Метод 7. Побуждение к действиям человека, с которым мы взаимодействуем, в затрудненной обстановке. Например, лишаем разыскиваемого преступника надежного убежища. Мы знаем, что он совершил преступление и скрывается. Но все возможные места, где он может скрыться, мы перекрываем, зная, что он получит соответствующую информацию и уже там не сможет появиться. В этой стрессовой ситуации он начинает делать ошибки и его можно взять несколько позднее с большим успехом.

Метод 8. Предупреждение об угрозе нежелательных действий. Мы говорим лицу, с которым мы взаимодействуем, о том, что мы поступим соответствующим образом. Что если не будет так, мы вынуждены будем провести задержание кого-то или кого-то арестовать, или еще что-то сделать. То есть, мы ему рассказываем, как мы поступим, разъясняем статью УК, определенные последствия, которые могут наступить, если он поступит таким образом. Как показывает практика, именно такое предупреждение во многих случаях помогает, оказывается результативным. Предупреждаем о нежелательных последствиях, которые могут наступить, если он поступит, как он может поступить или собирается поступить.

Метод 9. Использование фактора внезапности. Это один приемов и следственной тактики, и праксеологии как метода эффективной деятельности. Именно неожиданность следственных действий и действий следователя вызывает дезорганизацию психических процессов у лица. Он попадает в стрессовые ситуации. Когда мы говорим, что мы осуществляем преследование преступника, нужно иметь в виду, что если он вступает с нами во взаимодействие, он пытается рефлексивно с нами взаимодействовать, нужно иметь в виду, что он действует совершенно в другой ситуации. Мы догоняем, мы его ищем, он находится в эмоционально напряженном состоянии. Психическое его состояние таково, что он может допустить, если он не хладнокровный преступник, но как показывает практика, даже хладнокровный человек в ситуации психического давления совершает определенные ошибки, что в конечном итоге может обеспечить успех в наших операциях.

Метод 10. Применение неизвестных или неожиданных методов и средств.

Метод 11. Синхронизация действий и одновременные удары по нескольким направлениям. Например - проведение обысков сразу у всех участников преступной группы. Это то правило, которое обязательно должно быть соблюдено. Задержание всех одновременное. Хотя иногда следователь может кого-то и оставить для того, чтобы у оставшегося возникло напряженное психическое состояние, которое потом позволит его спокойненько взять, и он все расскажет. Он может рассказать больше, чем все те, которых уже задержали, здесь тоже тактика должна быть лавирующей, учитывать психологию.

Метод 12. Воздействие на нравственную и эмоциональную сферу того человека, с которым приходится взаимодействовать. Это примерно то же, что я говорил о рефлексии. Любое наше движение обязательно должно учитывать психологию этого человека. Если мы говорим о подозреваемом, обвиняемом, преступление оставляет след в сознании, психике человека. И те приемы, которые мы проводим, направлены на то, чтобы пробудить этот след. И человек, неожиданно для себя, начинает себя проявлять. Иногда очень трудно определить, является ли он действительно лицом, совершившем преступление, или же вам его подсунули работники милиции за того, кто совершил это преступление.

В моей практике были случаи, когда мне приводили и говорили - вот, Евгений Емельянович, пожалуйста, как раз он участник того или иного преступления. Они вам могут подсунуть человека, который не совершил этого преступления. И существуют приемы, позволяющие отличить оговаривающего себя, разоблачить самооговор. Здесь очень много особенностей, которые надо обязательно учитывать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: