Процесс формирования показаний

1.Получение, накопление информации. Здесь нужно учитывать объективные и субъективные факторы, которые влияют на восприятие информации.

Объективные факторы - это внешние условия восприятия (где, в каких условиях воспринимается то или иное событие). Например, если человек находится в толпе, он может на что-то не обратить внимание, даже, если он увидел. Может сама быстротечность события так повлиять на качество восприятия, что человек просто не успел все запомнить, но что-то все-таки запомнил. Может быть недостаточна или слишком яркая освещенность, неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снегопад, сильный ветер, холод).

Субъективные факторы - это физические дефекты, болезненное состояние, усталость, нервное расстройство, волнение, опьянение и др. причины.

Искажения и пропуски при восприятии могут появиться в результате предубежденности. Если человек настроен к другому доброжелательно, то он просто не воспринимает связанные с ним отрицательные моменты. Предубежденность чаще всего бывает на подсознательном уровне, здесь, как говорят психологи, человек может смотреть и не видеть, слышать, но не услышать того, что нужно.

Восприятие человека избирательно, т.к. воспринимается то, что произвело впечатление.

2. Запечатление, сохранение информации.

Память, как и восприятие, тоже избирательна. Запоминается то, что имеет значение для дела. Здесь бывает непроизвольное запоминание, т.е., когда человек независимо от себя запоминает то, что показалось ему интересным. И произвольное запоминание, это, например, когда свидетель оказался на месте ДТП и запомнил госномер автомобиля, который скрылся - вот, произвольное запоминание.

Сохранение воспринятого, запечатленного зависит от времени, прошедшего с момента случившегося, вида памяти (двигательная - запоминаются движения, кинетика; образная; эмоциональная; словесно-логическая - это человек запоминает отдельные фразы и может дословно передать, кто что говорил, вплоть до интонации).

3. Воспроизведение, передача информации на допросе.

Обычно при получении повестки о вызове на допрос по такому-то делу, свидетель как бы заранее проигрывает ситуацию, очевидцем, которой он был, а также способ описания ее следователю. Здесь есть 2 дефекта, к которым следователь должен быть готов:

а) подмена действительного обычным. Т.е. это когда, человек дает показания, а в восприятии им событий, что бывает даже у совершенно нормальных людей, есть пробелы или пропуски, и человек при рассказе следователю пытается заполнить эти пропуски обычным по его мнению течением событий. Пример. Женщина дает показания о том, как к ней ворвались 3-е грабителей. 2-их она узнала, а про 3-его стала рассказывать следователю, что тоже его узнала, хотя на самом деле, она просто подумала, что это был приятель тех двоих, с которым они обычно проводили время, и ей психологически показалось, что это был третий грабитель. А на самом деле это был не он.

б) Реминисценция. Это, когда в силу интеллектуального, эмоционального и физического напряжения в момент восприятия, лицо не в состоянии сразу вспомнить все происшедшие события и их отдельные детали. Поэтому нужно какое-то время, что бы вспомнить. Я обычно говорю, что то же самое бывает, когда человек приходит на экзамен. Если человек плохо учился во время семестра, а все прочитал перед экзаменом, ему кажется, что он все знает, но, когда он входит в экзаменационную аудиторию, садится к преподавателю, студент ничего не может вспомнить. Преподаватель ставит плохую отметку, студент выходит и за дверью все вспоминает. Это психологическое явление реминисценции. Этому явлению (дефекту) особенно подвержены несовершеннолетние. Исходя из практики, чтобы память обрела способность к воспроизведению надо 2-3 дня, но не более т.к. дальше начинается процесс забывания, утрачивается определенная информация.

4. Возможные дефекты, восприятия информации следователем.

Следователь обычный человек, ему свойственно ошибаться. Поэтому следователь-профессионал не только спрашивает и записывает, но и все время переспрашивает и уточняет, т.к. в законе написано: записывать показания, по возможности, дословно. Чтобы выполнить эту норму следователь обязан передать не только суть информации, но и ту форму, в которой она была сообщена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: