Этапы работы консилиума

В целом деятельность психолога в рамках консилиум можно рассматривать как состоящую из ряда последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого. В реальной практике психолога, безусловно, возможны некоторые рас­хождения с приводимой стратегией работы, которые могут оп­ределяться региональными, этническими или социокультурны­ми особенностями семей, в которых воспитываются дети, и т. п.

Совершенно очевидно, что работа консилиума с ребенком может начаться либо по запросу родителей (лиц их замещаю­щих), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. При этом согласие родителей должно быть документально зарегистрировано в Карте разви­тия или в каком-либо другом документе, заводимом на ребен­ка вданном учреждении (подобная документация приведена практически во всех источниках, приведенных к данному раз­делу в конце пособия). Такое письменное согласие родителей или опекунов, ставшее уже стандартной процедурой в боль­шинстве учреждений специального образования и ППМС-центров, позволяет предупредить ряд негативных моментов, свя­занных с конфликтными ситуациями.

Характер запросов и структура жалоб родителей или спе­циалистов, контактирующих с ребенком, также достаточно ле­гально проанализированы в ряде пособий, поэтому мы не считаем нужным здесь на этом оста­навливаться. Желательно, чтобы описание проблем или жалоб происходило заранее, например при записи ребенка на консультацию. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка. В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т. п., в которых достаточно подроб­но и развернуто представлены те необходимые начальные сведения о ребенке и его семье, которые получает специалист, проводящий обследование первым. Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и психологом) является фактически первым этапом сопровождения.

Важной проблемой является определение последователь­ности «прохождения» ребенком различных специалистов. Кто из них должен быть первым, то есть проводить так называе­мой «первичный прием»? До сих пор этот вопрос не имеет однозначного решения. Несомненно, многое зависит от состава специалистов консилиума образовательного учреждения или образовательного центра, консультации, куда обратился ребе­нок. В то же время следует отметить, что практика консульта­тивно-диагностической деятельности показывает, что суще­ствует два наиболее эффективных варианта. В том случае, когда в учреждении имеется психолог с большим практичес­ким опытом работы, первичный прием целесообразно пору­чить ему. Когда же в силу тех или иных причин психолог не обладает необходимым опытом работы, первичный прием имеет смысл проводить любому другому специалисту, в пер­вую очередь - логопеду или врачу.

Если первичный прием проводит психолог, в своих реко­мендациях он не только может, но и должен в каждом конк­ретном случае определить необходимость участия в обследова­нии других специалистов, а в некоторых случаях и определить последовательность (приоритетность) проведения обследований (консультаций) специалистами разных профилей. Несомненно, огромную роль в такого рода координационной работе играет собственный опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование проблемного ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные.

Разумеется, психологический анамнез нисколько не компенсирует, не отменяет сбора классических сведений о заболеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза). Здесь мы особо отмечаем своеобразие психологического анамнеза и его значение как для построения общей гипотезы обследования, так и для постановки психологического диагноза. По результатам проведения углубленного обследования психолог составляет развернутое заключение.

Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума (или той группой специалистов, которая имеется в данном учреждении). В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования после проведения обследования ребенка специа­листы проводят коллегиальное обсуждение полученных резуль­татов (рис. 1). Это обсуждение можно рассматривать в каче­стве второго этапа консилиумной деятельности.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка и определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех развивающе-коррекционных мероприятий, которые ему помогут. Завершающей частью второго этапа работы психолога в рамках консилиума является его участие в выработке решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определение необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг другом. При необходимости определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.

Основным принципом деятельности команды специалистов на этом этапе является принцип мультидисциплинарности, выдвинутый в 1968 году ведущими отечественными пси­хологами А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. А. Смирновым.

Характерной особенностью деятельности психолога в со­временных условиях является то, что его работа не может протекать изолированно от работы других специалистов. И касается не только педагога как главного специалиста в образовательном учреждении. Сейчас в большинстве образовательных учреждений (в системе специального образования в обязательном порядке) появляются такие специалисты, как логопед, социальный педагог, специалисты медицинского про­филя (невролог, психиатр и даже педиатр), специалисты по охране здоровья. Пока еще их работа идет по принципам: «чем больше, тем лучше» и «давайте все вместе», причем каждый из них озадачен прежде всего максимально полным выполнением своего объема работ, зачастую вне зависимости от того, что делают остальные. И чем больше специалистов в школе, тем активнее каждый из них навязывает несчастному ребен­ку свою помощь! Хорошо ли это для детей? Эффективна ли такая помощь? Как должна быть организована совместная ра­бота, каково ее эффективное распределение?

На наш взгляд, подобная координирующая функция уже на этапе консилиумной деятельности должна быть возложена именно на психолога, в силу большего, по сравнению с други­ми специалистами, его «проникновения» в личность ребенка, того, что именно он в большей степени является выразителем интересов и прав ребенка. Необходимость объединить свои усилия с усилиями логопеда, учителя-дефектолога, врача, со­брать всех специалистов в единую слаженную команду требу­ет от психолога особых навыков, умения создать психотера­певтическую атмосферу в деятельности консилиума. Эта сто­рона деятельности психолога в междисциплинарной команде еще недостаточно разработана и требует дополнительных ис­следований.

Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц их заменяющих) на таком обсужде­нии. Опыт показывает, что в ситуации, когда коллегиаль­ное обсуждение проходит непосредственно после обследования ребенка всеми специалистами (в течение 3-5 дней после пос­леднего обследования, а то и непосредственно после заключи­тельного обследования каким-либо специалистом), более разум­но не приглашать ребенка и его родителей на обсуждение, а предоставить им результаты в виде понятного для них заклю­чения и обсудить с ними на следующей за коллегиальным об­суждением консультации все интересующие их или непонят­ные вопросы. Как правило, эта консультация проводится либо самим руководителем консилиума, либо, опять же, является прерогативой психолога. В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей по результатам собственного обследования и дать ясные и понятные рекомендации по развитию, воспитанию их ребенка в сфере своей деятельности. Точно так же, с нашей точки зрения, каждый специалист в рамках своей компетенции обязан в до­ступной форме предоставить родителям информацию о прогнозе дальнейшего развития ребенка, предполагаемой динамике его состояния. Тем более родителям должна быть донесена информация (естественно, в щадящей, корректной форме) о не­благоприятности того или иного прогноза, возможном ухудше­нии состояния, динамики развития в целом. Нарушение этого принципа, сокрытие такой информации или искажение ее в угоду превратно понимаемого «щадящего отношения» к роди­телям и ребенку, на наш взгляд, является нарушением про­фессионального долга специалиста (к какой бы профессии он ни принадлежал), что должно стать предметом нелицеприят­ного обсуждения профессиональным сообществом.

Если школьный консилиум не пришел к общему мнению по поводу необходимой развивающей и коррекционной рабо­ты с ребенком (случай оказался сложным и опыта специали­стов недостаточно; возникли конфликтные отношения с роди­телями; родители не принимают рекомендаций консилиума и г. п.), ребенок может быть направлен на консультацию более высокого уровня: районную или даже регио­нальную. Подразумевается, что в такой консультации примут участие более опытные специалисты, что позволит им правильно оценить состояние ребенка. Да и авторитет организа­ции более высокого уровня может стать хорошим мотивирую­щим компонентом воздействия на родителей.

Все полученные результаты в виде общего (коллегиально­го) заключения консилиума в этом случае передаются в психолого-медико-педагогическую консультацию и в дальнейшем (после дополнительного обследования ребенка) возвращаются в данное образовательное учреждение с заключениями специалистов консультации (в том числе психолога консультации) и рекомендациями по организации развития, воспитания и обучения ребенка.

Третьим этапом деятельности психолога образования является собственно реализация решений консилиума в плане развивающе-коррекционных мероприятий внеурочного плана или включения специальной психологической помощи непосредственно в процесс обучения ребенка.

Как правило, развивающе-коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием соответствующих специалистов в школе определяются направленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий. Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является использование (в некоторых случаях и разработка) индивидуально-ориентированных программ специально психологической помощи в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом. Отсюда вытекает важная задача подбора детей в достаточно «гомогенные» группы, т. е. дети в коррекционных группах должны обладать определенными близкими по структуре особенностями развития, что само по себе является достаточно сложной задачей. Важной задачей является и наполняемость групп. Должна быть также определена ориентировочная продолжительность как отдельного занятия, так и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только отражены но и обоснованы в программе коррекционной работы.

Завершением этого этапа работы психолога является динамическое обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы) или итоговое обследование. Каждое из подобных обследований отражается в соответствующем заключении психолога по его результатам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: