Карл Роджерс создал терапию, центрированную на клиенте, и был одним из отцов гуманистической психологии. Его влияние не ограничилось психологией, благодаря его работам во многом изменились представления об управлении в промышленности и даже в армии, о практике социальной работы, о воспитании детей и методах преподавания, о религиозной работе и т.д.
Основные идеи
Позитивные силы, направленные к здоровью и росту, естественным образом присущи организму. Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически, стремлениестановитьсяцелостным, полным, самоактуализирующимся человеком. Отсюда вытекает, что основная задача педагогики, психотерапии и искусства управления состоит в том, чтобы пробудить эти внутренние силы роста и развития, которые сами приведут человека к успеху.
Пример.
Притча
Один китаец посеял рис, но очень волновался, что рис медленно растет. Поэтому он ходил по своей делянке и подтягивал рис за верхушку. В результате корни риса вылезли из земли и весь рис засох.
|
|
Например, до сих пор наша педагогика в основном исповедует модель обучения как процесс «накачивания» ученика знаниями (модель пустого сосуда), в то время как более эффективным и гуманистичным было бы помочь ему в развитии самостоятельного
мышления и творчества (модель растущего растения, которому надо создать соответствующие условия для роста). Поэтому наша педагогика во многом и теперь остается директивной, нормативной и авторитарной.
Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его Я-концепция. Человек, по Роджерсу, склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может судить о себе непосредственно, каков он на самом деле. Я-концепция создается в основном под влиянием так называемых значимых других, т. е. наиболее близких и авторитетных людей, прежде всего родителей.
Я-концепция включает в себя систему представлений человека о самом себе, его эмоциональное отношение к этим представлениям и поведение, соответствующее этим представлениям и отношениям. Будучи раз созданной, Я-концепция может действовать как самореализующееся пророчество. Например, человек, считающий себя плохим, может поступать соответствующим образом и постоянно убеждаться в своем первичном представлении о себе. Наоборот, считая себя хорошим, он скорее будет склонен поступать в соответствии с этим представлением и снова и снова подтверждать его.
Пример.
Одна девочка, которая училась еле-еле — с тройки на двойку, была протестирована психологом на уровень интеллекта. Результат очень удивил психолога. Оказалось, что коэффициент интеллекта девочки вполне соответствовал учебе на одни пятерки. Он сообщил ей об этом. Через год он снова протестировал ее (уровень учебы не изменился). Теперь ее коэффициент интеллекта уже соответствовал ее плохой успеваемости. Удивленный психолог побеседовал с девочкой и выяснил, что она привыкла думать о себе как о тупой и неспособной и предпочла «поглупеть», но не изменить свою Я-концепцию.
|
|
Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако есть актуальный жизненный опыт (например, поведение в тех или иных ситуациях и его результаты), который может противоречить сложившейся Я-концепции. В этом случае возникает неконгруэнтность {несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом, которая может быть разрешена либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуального опыта, либо путем модификации представления о себе. Роджерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом, но для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы человек сумел принять себя таким, какой он есть, не отвергая и не искажая данные
актуального опыта. В этом случае пробуждаются силы самоизменения и самоисцеления и вмешательство или коррекция со стороны терапевта не требуются.
Работая с подростками, находящимися в исправительных учреждениях ввиду их отклоняющегося поведения, К.Роджерс показал, что те дети, которые были способны адекватно строить свою JfZ-концепцию, становились честными гражданами, те же, кто искажал ее вопреки актуальному опыту, «катились дальше по наклонной плоскости».
Пример.
В книге Дейла Карнеги приводится случай, как знаменитый гангстер, раненый и окруженный полицейскими, написал кровью предсмертную записку. В ней были примерно следующие слова: «Под этим простреленным пиджаком бьется самое доброе сердце в мире, которое никому в жизни не сделало зла». Перед этим он застрелил полицейского только за то, что тот потребовал от него предъявить водительские права.
Яркий случай неконгруэнтности Я-концепции и актуального опыта!
Роджерс убежден, что тенденция к здоровью усиливается благодаря межличностным отношениям, в которых один из участников достаточно свободен от неконгруэнтности, чтобы позволить себе быть самим собой, быть подлинным, а не исполнять роль терапевта. Принятие собственной самости — предпосылка к более подлинному и легкому принятию других. С другой стороны, бытъпринятымдругими — возможностьсбольшейготовностьюпри-нять себя. Такой цикл самокорректировки и усиления себя — основной способ личностного роста.