Психотерапия карла роджерса (1902-1987)

Карл Роджерс создал терапию, центрированную на клиенте, и был одним из отцов гуманистической психологии. Его влияние не ограничилось психологией, благодаря его работам во многом изменились представления об управлении в промышленности и даже в армии, о практике социальной работы, о воспитании де­тей и методах преподавания, о религиозной работе и т.д.

Основные идеи

Позитивные силы, направленные к здоровью и росту, есте­ственным образом присущи организму. Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и спо­собным настолько, насколько это возможно для нас биологически, стремлениестановитьсяцелостным, полным, самоактуализирующимся человеком. Отсюда вытекает, что основная задача педагогики, пси­хотерапии и искусства управления состоит в том, чтобы пробу­дить эти внутренние силы роста и развития, которые сами приве­дут человека к успеху.

Пример.

Притча

Один китаец посеял рис, но очень волновался, что рис медленно растет. Поэтому он ходил по своей делянке и подтягивал рис за верхушку. В резуль­тате корни риса вылезли из земли и весь рис засох.

Например, до сих пор наша педагогика в основном исповедует модель обучения как процесс «накачивания» ученика знаниями (модель пустого сосуда), в то время как более эффективным и гуманистичным было бы помочь ему в развитии самостоятельного


мышления и творчества (модель растущего растения, которому надо создать соответствующие условия для роста). Поэтому наша педагогика во многом и теперь остается директивной, норматив­ной и авторитарной.

Решающую роль в жизни и развитии человека играет его пред­ставление о самом себе, его Я-концепция. Человек, по Роджерсу, склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе дума­ет, тем более что он не может судить о себе непосредственно, каков он на самом деле. Я-концепция создается в основном под влиянием так называемых значимых других, т. е. наиболее близких и авторитетных людей, прежде всего родителей.

Я-концепция включает в себя систему представлений человека о самом себе, его эмоциональное отношение к этим представлениям и поведение, соответствующее этим представлениям и отношениям. Будучи раз созданной, Я-концепция может действовать как само­реализующееся пророчество. Например, человек, считающий себя плохим, может поступать соответствующим образом и постоянно убеждаться в своем первичном представлении о себе. Наоборот, считая себя хорошим, он скорее будет склонен поступать в соот­ветствии с этим представлением и снова и снова подтверждать его.

Пример.

Одна девочка, которая училась еле-еле — с тройки на двойку, была протестирована психологом на уровень интеллекта. Результат очень уди­вил психолога. Оказалось, что коэффициент интеллекта девочки вполне соответствовал учебе на одни пятерки. Он сообщил ей об этом. Через год он снова протестировал ее (уровень учебы не изменился). Теперь ее коэф­фициент интеллекта уже соответствовал ее плохой успеваемости. Удив­ленный психолог побеседовал с девочкой и выяснил, что она привыкла думать о себе как о тупой и неспособной и предпочла «поглупеть», но не изменить свою Я-концепцию.

Не существует объективного образа самого себя, который мо­жет быть использован в качестве эталона. Однако есть актуаль­ный жизненный опыт (например, поведение в тех или иных си­туациях и его результаты), который может противоречить сло­жившейся Я-концепции. В этом случае возникает неконгруэнт­ность {несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом, которая может быть разрешена либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуально­го опыта, либо путем модификации представления о себе. Род­жерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом, но для того, что­бы это произошло, необходимо, чтобы человек сумел принять себя таким, какой он есть, не отвергая и не искажая данные


актуального опыта. В этом случае пробуждаются силы самоизмене­ния и самоисцеления и вмешательство или коррекция со стороны терапевта не требуются.

Работая с подростками, находящимися в исправительных уч­реждениях ввиду их отклоняющегося поведения, К.Роджерс по­казал, что те дети, которые были способны адекватно строить свою JfZ-концепцию, становились честными гражданами, те же, кто искажал ее вопреки актуальному опыту, «катились дальше по наклонной плоскости».

Пример.

В книге Дейла Карнеги приводится случай, как знаменитый гангстер, раненый и окруженный полицейскими, написал кровью предсмертную записку. В ней были примерно следующие слова: «Под этим прострелен­ным пиджаком бьется самое доброе сердце в мире, которое никому в жиз­ни не сделало зла». Перед этим он застрелил полицейского только за то, что тот потребовал от него предъявить водительские права.

Яркий случай неконгруэнтности Я-концепции и актуального опыта!

Роджерс убежден, что тенденция к здоровью усиливается бла­годаря межличностным отношениям, в которых один из участни­ков достаточно свободен от неконгруэнтности, чтобы позволить себе быть самим собой, быть подлинным, а не исполнять роль терапевта. Принятие собственной самостипредпосылка к более подлинному и легкому принятию других. С другой стороны, бытъпринятымдругимивозможностьсбольшейготовностьюпри-нять себя. Такой цикл самокорректировки и усиления себя — ос­новной способ личностного роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: