Глава 18. Групповая психотерапия

Момент возникновения терапевтических групп можно исчис­лять с возникновения шаманизма, опытов Месмера, подавляю­ще-вдохновляющей терапии Джозефа Пратта (США) или пер­вых опытов группового психоанализа в 20 — ЗО-х годах теперь уже прошлого столетия. Но, пожалуй, первым употребил термин «груп­повая психотерапия» Якоб Морено, создатель психодрамы, кото­рая по сути и была групповой терапией. Огромный вклад в созда­ние групповой терапии внес Карл Роджерс уже после Второй мировой войны. Расцвет этой формы терапии начался в 60-е годы XX в.

В настоящее время практически любое направление психоте­рапии (даже психоанализ) практикуется не только в индивиду­альной, но и в групповой форме. Это связано с тем, что группо­вая терапия обладает рядом преимуществ, а также значительно дешевле, чем индивидуальная. Терапевтический процесс в груп­пах различного типа подчиняется общей логике той теоретической школы, в рамках которой проводится групповая терапия. В книге К. Рудестама [1] рассматриваются Т-группы, группы встреч (род-жерсианская терапия), гештальтгруппы, психодрама, группы те­лесной терапии, арттерапии, темоцентрированной терапии, трансактного анализа, группы тренинга умений (бихевиорист­ски ориентированной терапии) и даже группы танцевальной те­рапии.

Несмотря на изобилие различных направлений, терапия в груп­пах самого различного толка имеет общие черты.

Основные задачи терапевтических групп совпадают по смыслу с индивидуальной терапевтической работой, но благодаря группе возникают дополнительные возможности взаимного исследова­ния и самоисследования личности. И.Ялом [3] выделяет 12 ос­новных факторов, возникающих при проведении групповой работы и способствующих ее эффективности. Его коллеги и он исследовали значимость этих факторов с точки зре­ния пациентов и получили следующий список, в котором эти фак­торы расположены в порядке от наиболее значимых к менее зна­чимым (понятно, что с точки зрения терапевта оценка факторов может быть другой, также порядок может зависеть от типа тера­певтического процесса).


Межличностное научение/узнавание представляет собой усвое­ние человеком того, как его воспринимают другие люди. В группе возникает возможность исследования положительных и отрица­тельных эмоциональных реакций, а также анализа новых форм поведения. Члены группы могут открыто просить друг друга о по­мощи и поддержке и демонстрировать сколь угодно сильные аф­фекты, способствующие приобретению корригирующего эмоци­онального опыта. Группа выступает как социальный микрокосм, внутри которого личность может получить значительный опыт. Многие клиенты считают, что больше получили от группы, чем от ведущего группу терапевта.

Катарсис. Когда долгое время сдерживаемые чувства вины, бес­помощности, злости или другие «недопустимые» побуждения на­ходят выход в группе, это приносит чувство облегчения и освобож­дения. В результате катарсиса усиливается сплоченность группы, что создает условия для интенсивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановке безопасности и понимания.

Сплоченность. Стабильный состав участников группы являет­ся необходимым условием эффективной работы долгосрочной групповой терапии. Большинство терапевтических групп на ран­них этапах проходят через фазу нестабильности, когда одни кли­енты покидают группу, а другие присоединяются к ней, затем наступает длительная фаза стабильности, на которую и прихо­дится основная масса терапевтической работы. Непрерывность пре­бывания в группе является необходимой предпосылкой успешно­го лечения. Чем выше привлекательность группы для пациента, тем больше вероятность, что он будет продолжать оставаться ее участником. Один успешный пациент [3], оглядываясь назад пос­ле двух с половиной лет терапии, выразил это такими словами: «Самое важное было то, что группа просто была рядом, что это были люди, с которыми я всегда мог поговорить, которые не станут от меня отделываться. Там, в группе, было так много забо­ты, любви и ненависти, и я был частью этого. Теперь мне лучше, у меня есть своя собственная жизнь, и все же грустно думать, что нашей группы больше нет».

Самопонимание. В терапевтическом процессе возникает настоя­тельная потребность в интеллектуальном понимании. Клиенты стремятся к пониманию автоматически, а терапевты вознаграж­дают интеллектуальный поиск, присоединяются к нему. И хотя целью терапии является изменение, а не самопонимание, послед­нее облегчает и направляет изменение.

Межличностное научение/формирование (навыки общения). Явно или неявно, но члены группы совершенствуют свои навыки об­щения и взаимопонимания. Например, в группе, которую я вел, присутствовала девушка, которая ни с кем не разговаривала и не участвовала в терапевтической работе. Однако постепенно она стала


Страж демократии Самодовольный моралист

Соматизатор Инструктор

Идол
Капризный нытик Соматизатор

Козел отпущения

Большой человек Ответственный исполнитель Уважаемый законодатель Любитель принуждения Соматизатор

Организатор

Помощник руководителя Помощник руководителя /^

Монополист
Соматизатор
„, Агрессор

Тан Самец Вымогатель внимания Провокатор Предводитель мятежа Подающий дурной пример Соматизатор

Параноик Козел отпущения Самодовольный моралист

Аутсайдер


Вымогатель внимания

Образец для подражания

Фаворит

Монополист

Помощник руководителя лданьяк

Соматизатор

буквоеда """■>». Козел отпущения

Сексуально озабоченный

Эксгиби цион ист

Подстрекатель

Кликуша

Соматизатор

Смиренник

Пассивный подчиненный

Молчальник

Шизоид

Аутсайдер Жертва агрессии Козел отпущения

Соматизатор
J&Y Монополист
Я/ Вымогатель внимания
Психопат Юморисг

Подстрекатель Соматизатор Герой

Эксгибиционист

Озабоченный


Рис.8


улыбаться, нашла друзей и стала участвовать в терапевтических сеансах. Для овладения навыками общения могут использоваться специальные приемы, например ролевые игры и обратная связь.

Экзистенциальные факторы. Сюда относятся такие чувства и суждения, которые касаются индивидуального мироощущения, например: «Я осознаю, что какая бы близость ни связывала меня с другими людьми, все равно я должен предстать перед жизнью один» или «Я понял, что должен принять на себя всю ответствен­ность за способ, которым я живу, и при этом не важно, сколько поддержки и руководства я получаю от других». Для многих кли­ентов очень важно обсуждать в группе проблемы своей жизнен­ной ограниченности и смертности.

Альтруизм. Для клиентов целительным оказывается осознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим.

Вселение надежды. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим воздействием. Пример успешного ре­шения проблем одним клиентом вдохновляет других.

Универсальность переживаний. Люди приходят в группу каж­дый со своими проблемами, но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое же состояние собственной несо­стоятельности и отчужденности от других.

Воспроизведение семьи. В терапевтической группе в той или иной форме возрождается первичная семья пациента. Хотя этот фактор не столь уж высоко оценивается самими пациентами, он является одним из главных источников силы терапевтической группы.

Руководство. Этот фактор обеспечивает не только адекватное функционирование группы, но и позволяет снабдить пациентов не­обходимой информацией по вопросам душевного здоровья, дать со­веты, предложения и прямые указания к тем или иным действиям.

Идентификация (или подражательное поведение). Умение себя вести отчасти приобретается в процессе наблюдения за другими. На начальном этапе возможно подражание поведению руководи­теля или других особо популярных членов группы с целью получе­ния одобрения. Постепенно участники начинают экспериментиро­вать со всеми имеющими место в группе моделями поведения.

С нашей точки зрения наибольший эффект групповой терапии определяется изобилием возможностей для изучения любой про­блемы и организации ролевой игры, плюрализмом мнений, по­зволяющим организовать плодотворную дискуссию.

Некоторые исследователи изучали определенные роли, кото­рые играют в группе те или иные ее члены. Были найдены доволь­но характерные типы ролей, которые встречаются довольно часто (см. рис. 8) в терапевтических группах.

Также изучался тот или иной стиль руководства группой и его связь с эффективностью группового процесса (см. табл. 2), наибо­лее эффективным считается демократический стиль.


Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: