Метод наименьшей стоимости осуществляет распределение продукта, имеющегося у поставщиков, между потребителями с учетом удельной стоимости перевозок сij. Поэтому данный метод позволяет получить Т-план, отвечающий как правило меньшим суммарным затратам, чем метод северо-западного угла.
Содержание метода:
1). Построим таблицу перевозок (Таблица 1).
2). Приведем задачу к сбалансированному виду, если это необходимо.
3). Выделим клетку таблицы с наименьшей удельной стоимостью перевозки груза. Пусть это будет клетка с адресом (l,k). Присвоим выбранной клетке объем поставки xl,k, равный минимальному из значений аl (объем продукта, имеющийся у l -го производителя) и b k (объем продукта, необходимый k -му потребителю): xl,k=min { аl, b k }.
4). Рассмотрим случай, когда аl > b k . Эта ситуация означает то, что запросы k-го потребителя полностью удовлетворены, а объем продукта, имеющийся у l -го производителя уменьшились на величину равную xl,k. Следовательно необходимо вычеркнуть из таблицы k- й столбец и значение аl уменьшить на b k.
|
|
В случае аl < b k предполагается, что запас продукта l -го производителя исчерпан, а k-у потребителю необходимо доставить еще (b k - аl) объема продукта. Следовательно необходимо вычеркнуть из таблицы строку с номером l, а значение b k уменьшить на аl.
5). Выделим следующую клетку таблицы с наименьшей удельной стоимостью из числа оставшихся и повторим процедуру, описанную в пункте 3.
Замечание 5: если на очередном шаге метода отыщется несколько клеток с наименьшей удельной стоимостью перевозок, то предпочтение отдается:
во-первых клетке, соответствующей не фиктивному потребителю (поставщику);
во-вторых той клетке, где объем перевозок может быть наибольшим.
Проиллюстрируем применение метода наименьшей стоимости для построения первоначального Т-плана на примере ЗАДАЧИ (*).
1). Используем уже построенную таблицу исходных данных (Таблица 4). При рассмотрении предыдущего метода было доказано, что задача является сбалансированной.
2).Начнем построение первоначального Т-плана с нахождения клетки с минимальной удельной стоимостью. Это клетка (2;1). Поставим в соответствие ей величину поставки равную х21 = min {а2, b1}= min {130, 150}=130. Следовательно, мы вывезли со склада В весь имеющийся груз, т.е. а2=0. Вычеркнем вторую строку таблицы. В пункт а необходимо доставить еще b1=150-130 = 20 усл.ед. груза (Отразим изменения в таблице 11).
- Следующая клетка с минимальной удельной стоимостью – (1;1). Впишем в нее величину поставки равную х11 = min {а1,b1}= min {100,20}=20. Все потребности пункта а удовлетворены, поэтому вычеркнем 1-й столбец таблицы. Запасы груза на складе А уменьшились на 20 усл.ед., т.е. а1=100-20=80 усл.ед. (Внесем изменения в таблицу 12).
|
|
Таблица 11 Таблица 12
а | б | с | д | а | б | с | д | |||||
(150) | (150) | |||||||||||
+0 | ||||||||||||
А | А | (100) | ||||||||||
В | (130) | В | (130) | |||||||||
С | С | |||||||||||
- Выделим клетку (1,2), так как ей соответствует наименьшая удельная стоимость из числа оставшихся. Внесем в нее объем поставки х12 = min {а1,b2}= min {80,120}=80. Таким образом, со склада А вывезли весь груз (1-ю строку вычеркиваем), а потребности 2-го потребителя сократились на 80 усл.ед. Внесем изменения в таблицу 13.
- На данном этапе наименьшая удельная стоимость соответствует клетке (3,4). Следовательно х34 = min {а3,b4}= min {170,50}=50. Это означает, что запросы пункта д удовлетворены полностью (столбец №4 вычеркиваем), а запасы груза на складе С уменьшились на 50 усл.ед. (Табл.14).
- Выделим клетку (3;2) с наименьшей из числа оставшихся удельной стоимостью и х32 = min {а3,b2}= min {120,40}=40. Потребности пункта б удовлетворены полностью – вычеркиваем 2-й столбец таблицы. Объем груза на складе С уменьшается на 40 усл.ед., т.е. b2= 120-40=80 (Табл.14).
- Осталась одна свободная клетка (3;3) - выделим ее. Впишем в нее величину поставки х33 = min {а3,b3}= min {80,80}=80. Получили: со склада С вывезли весь оставшийся груз, и потребности пункта с полностью выполнены (Табл. 15).
Таблица 13 Таблица 14
а | б | с | д | а | б | с | д | |||||
(150) | (120) | (150) | (120) | (50) | ||||||||
+0 | +0 | +0 | ||||||||||
А | (100) | А | (100) | |||||||||
В | (130) | В | (130) | |||||||||
С | С | (170) | ||||||||||
Таблица 14 Таблица 15
а | б | с | д | а | б | с | д | |||||
(150) | (120) | (50) | (150) | (120) | (80) | (50) | ||||||
+0 | +0 | +0 | +0 | +0 | +0 | +0 | ||||||
А | (100) | А | (100) | |||||||||
В | (130) | В | (130) | |||||||||
С | (170) | С | (170) | |||||||||
Построенный первоначальный план перевозок проверим на возможные ошибки:
1 строка: 100=20+80; 2 строка: 130=130; 3 строка: 170= 40+80+50.
1 столбец: 150=20+130; 2 столбец: 120=80+40; 3 столбец: 80=80; 4 столбец: 50=50.
Таким образом проверка показала, что первоначальный план перевозок построен верно. Дадим экономическую интерпретацию полученных результатов:
1). В пункт а перевезли 20 и 130 усл.ед груза со складов А и В соответственно; в пункт б – 80 и 40 усл.ед. груза со складов А и С соотв.; в пункт с – 80 усл.ед груза со склада С и в пункт д – 50 усл.ед груза со склада С.
2). Суммарные затраты при этом будут равны L=3*20+1*130+5*80+8*40+12*80+7*50=2220 (ден.ед.).
Построенный первоначальный Т-план необходимо проверить на оптимальность.