Методом наименьшей стоимости

Метод наименьшей стоимости осуществляет распределение продукта, имеющегося у поставщиков, между потребителями с учетом удельной стоимости перевозок сij. Поэтому данный метод позволяет получить Т-план, отвечающий как правило меньшим суммарным затратам, чем метод северо-западного угла.

Содержание метода:

1). Построим таблицу перевозок (Таблица 1).

2). Приведем задачу к сбалансированному виду, если это необходимо.

3). Выделим клетку таблицы с наименьшей удельной стоимостью перевозки груза. Пусть это будет клетка с адресом (l,k). Присвоим выбранной клетке объем поставки xl,k, равный минимальному из значений аl (объем продукта, имеющийся у l -го производителя) и b k (объем продукта, необходимый k -му потребителю): xl,k=min { аl, b k }.

4). Рассмотрим случай, когда аl > b k . Эта ситуация означает то, что запросы k-го потребителя полностью удовлетворены, а объем продукта, имеющийся у l -го производителя уменьшились на величину равную xl,k. Следовательно необходимо вычеркнуть из таблицы k- й столбец и значение аl уменьшить на b k.

В случае аl < b k предполагается, что запас продукта l -го производителя исчерпан, а k-у потребителю необходимо доставить еще (b k - аl) объема продукта. Следовательно необходимо вычеркнуть из таблицы строку с номером l, а значение b k уменьшить на аl.

5). Выделим следующую клетку таблицы с наименьшей удельной стоимостью из числа оставшихся и повторим процедуру, описанную в пункте 3.

Замечание 5: если на очередном шаге метода отыщется несколько клеток с наименьшей удельной стоимостью перевозок, то предпочтение отдается:

во-первых клетке, соответствующей не фиктивному потребителю (поставщику);

во-вторых той клетке, где объем перевозок может быть наибольшим.

Проиллюстрируем применение метода наименьшей стоимости для построения первоначального Т-плана на примере ЗАДАЧИ (*).

1). Используем уже построенную таблицу исходных данных (Таблица 4). При рассмотрении предыдущего метода было доказано, что задача является сбалансированной.

2).Начнем построение первоначального Т-плана с нахождения клетки с минимальной удельной стоимостью. Это клетка (2;1). Поставим в соответствие ей величину поставки равную х21 = min2, b1}= min {130, 150}=130. Следовательно, мы вывезли со склада В весь имеющийся груз, т.е. а2=0. Вычеркнем вторую строку таблицы. В пункт а необходимо доставить еще b1=150-130 = 20 усл.ед. груза (Отразим изменения в таблице 11).

- Следующая клетка с минимальной удельной стоимостью – (1;1). Впишем в нее величину поставки равную х11 = min1,b1}= min {100,20}=20. Все потребности пункта а удовлетворены, поэтому вычеркнем 1-й столбец таблицы. Запасы груза на складе А уменьшились на 20 усл.ед., т.е. а1=100-20=80 усл.ед. (Внесем изменения в таблицу 12).

Таблица 11 Таблица 12

  а б с д     а б с д
(150)         (150)      
          +0      
А             А (100)        
                 
В (130)           В (130)        
                 
С             С          
                 

- Выделим клетку (1,2), так как ей соответствует наименьшая удельная стоимость из числа оставшихся. Внесем в нее объем поставки х12 = min1,b2}= min {80,120}=80. Таким образом, со склада А вывезли весь груз (1-ю строку вычеркиваем), а потребности 2-го потребителя сократились на 80 усл.ед. Внесем изменения в таблицу 13.

- На данном этапе наименьшая удельная стоимость соответствует клетке (3,4). Следовательно х34 = min3,b4}= min {170,50}=50. Это означает, что запросы пункта д удовлетворены полностью (столбец №4 вычеркиваем), а запасы груза на складе С уменьшились на 50 усл.ед. (Табл.14).

- Выделим клетку (3;2) с наименьшей из числа оставшихся удельной стоимостью и х32 = min3,b2}= min {120,40}=40. Потребности пункта б удовлетворены полностью – вычеркиваем 2-й столбец таблицы. Объем груза на складе С уменьшается на 40 усл.ед., т.е. b2= 120-40=80 (Табл.14).

- Осталась одна свободная клетка (3;3) - выделим ее. Впишем в нее величину поставки х33 = min3,b3}= min {80,80}=80. Получили: со склада С вывезли весь оставшийся груз, и потребности пункта с полностью выполнены (Табл. 15).

Таблица 13 Таблица 14

  а б с д     а б с д
(150) (120)       (150) (120)   (50)
+0         +0     +0
А (100)           А (100)        
                 
В (130)           В (130)        
                 
С             С (170)        
                 

Таблица 14 Таблица 15

  а б с д     а б с д
(150) (120)   (50)   (150) (120) (80) (50)
+0 +0   +0   +0 +0 +0 +0
А (100)           А (100)        
                 
В (130)           В (130)        
                 
С (170)           С (170)        
                 

Построенный первоначальный план перевозок проверим на возможные ошибки:

1 строка: 100=20+80; 2 строка: 130=130; 3 строка: 170= 40+80+50.

1 столбец: 150=20+130; 2 столбец: 120=80+40; 3 столбец: 80=80; 4 столбец: 50=50.

Таким образом проверка показала, что первоначальный план перевозок построен верно. Дадим экономическую интерпретацию полученных результатов:

1). В пункт а перевезли 20 и 130 усл.ед груза со складов А и В соответственно; в пункт б80 и 40 усл.ед. груза со складов А и С соотв.; в пункт с80 усл.ед груза со склада С и в пункт д50 усл.ед груза со склада С.

2). Суммарные затраты при этом будут равны L=3*20+1*130+5*80+8*40+12*80+7*50=2220 (ден.ед.).

Построенный первоначальный Т-план необходимо проверить на оптимальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: