- Построить ступенчатую кривую весовой нагрузки (используя данные табл.7);
- Рассчитать количество транспортных опор по формуле
где Dп – построечный вес судна, определяемый по кривой весовой нагрузки, т.е. Dп=(р1+р2+р3+…+р20)L/20;
Qт – грузоподъемность транспортной опоры (т.е. двух тележек). Грузоподъемность стапельных тележек составляет 60-320 т – в зависимости от типа тележек. При этом тип тележек можно выбрать по табл. 2.5 (1);
К – коэффициент, составляющий 1,25 – при групповой системе питания тележек (три группы: носовая, кормовая ПБ, кормовая ЛБ), 1,50 – при автономной системе питания.
- Определить размещение транспортных опор по длине судна.
Для равномерного нагружения транспортные опоры следует размещать под корпусом с переменным шагом – пропорционально интенсивности весовой нагрузки.
Для этого по кривой весовой нагрузки строят интегральную кривую весовой нагрузки (рис.6), суммируя нагрузки по теоретическим шпациям от носа к корме. При построении этой кривой на горизонтальной оси откладывают номера теоретических шпангоутов, на вертикальной – суммарную нагрузку. Таким образом, кривая заканчивается на 20 шпангоуте значением Dп.
Затем проводятся линии, параллельные горизонтальной оси на расстояниях, равных Qp – расчетной нагрузке на транспортную опору (Qp=Dc/nт), до пересечения с интегральной кривой весовой нагрузки. Первая горизонтальная линия проводится на расстоянии Qp/2 от оси абсцисс, последняя горизонтальная линия также окажется на расстоянии Qp/2 от крайней точки интегральной кривой. Из полученных точек пересечения опускаются перпендикуляры на горизонтальную ось – получается базовое расположение опор.
Для того, чтобы каждая днищевая секция или блок находились в равновесном положении, необходимо, чтобы они опирались не менее, чем на две транспортные опоры по длине судна – проверить это условие (т.е. предварительно на схеме судна должны быть нанесены монтажные стыки днищевых секций – из практической работы №8) и при необходимости предусмотреть дополнительные опоры.
- Определить расположение транспортных опор по ширине судна.
Для небольших судов (шириной до 14-16 м) транспортные опоры устанавливают в один ряд – в ДП. Для постановки крупных судов в средней части (в районе 5-15 теоретических шпангоутов) используют по две транспортные опоры по ширине судна (4 тележки), в оконечностях – по одной опоре по ширине судна.
3. Выполнить схему расположения элементов опорного или опорно-транспортного устройства.
Схема должна содержать:
- боковой вид судна с указанием монтажных стыков секций и блоков и номеров теоретических и практических шпангоутов;
- кривую весовой нагрузки с указанием значений нагрузки или масштаба (можно совместить с боковым видом судна – как показано на рис.6);
- интегральную кривую весовой нагрузки – для опорно-транспортного устройства;
- схему расположения элементов опорного или опорно-транспортного устройства (в виде сверху) с обозначением цифрами и выноской названий элементов и с указанием номеров практических шпангоутов.
Схема выполняется в масштабе 1:200 (по размерениям судна) на миллиметровке.
Отчет о работе оформляется в виде схемы на миллиметровке, где на обратной стороне выполняются необходимые расчеты и обоснования в соответствии с приведенным выше планом.
Рис. 6. Схема определения базового расположения опор по интегральной кривой спусковой массы судна.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕСОВ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ИЛИ РЕМОНТА
СУДОВ
Цель: познакомить студентов с принципами выбора и расчета необходимого количества элементов лесов;
отработать навыки практического выполнения схемы лесов.
Необходимая документация, инструмент:
1. Схемы лесов (плакаты).
2. Варианты заданий для студентов: тип построечного места, метод постройки судна, вид лесов – см. табл. 9.
3. Чертежная бумага формат А3 или А4 (в зависимости от размерений судна).
4. Чертежный инструмент.
5. Микрокалькулятор.
Литература: (1), (4), (12).
Табл. 9
Варианты заданий для выбора элементов лесов для постройки и ремонта судов
№ вар. | Тип построечного места | Вид лесов | Метод постройки (для нар. лесов) | Метод форм. отсека (для внутр. лесов) |
Наклонный стапель | Наружные | Однопозиционный | - | |
Эллинг | Наружные | Поточно-позиционный | - | |
Строительный док | Наружные | Однопозиционный | - | |
Ремонтный док | Наружные для ремонта | Однопозиционный | - | |
Акватория завода | Наружные для достройки | - | - | |
Наливной док | Наружные | Однопозиционный | - | |
Наклонный стапель | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 8 м; люк только для перемещения людей; замыкающая конструкция - палуба | |
Эллинг | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 3 м; люк развитый; замыкающая конструкция – палуба с вырезом для удаления лесов | |
Строительный док | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 6 м; люк только для перемещения людей; замыкающая конструкция - переборка | |
Ремонтный док | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 5 м; люк только для перемещения людей; замыкающая конструкция - палуба | |
Акватория завода | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 2,5 м; люк только для перемещения людей; замыкающая конструкция – палуба | |
Наливной док | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 7 м; люк развитый; замыкающая конструкция - переборка | |
Наклонный стапель | Наружные | Однопозиционный | - | |
Эллинг | Наружные | Однопозиционный | - | |
Строительный док | Наружные | Однопозиционный | - | |
Ремонтный док | Наружные для ремонта | Однопозиционный | - | |
Акватория завода | Наружные для достройки | - | - | |
Наливной док | Наружные | Однопозиционный | - | |
Наклонный стапель | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 2,7 м; люк развитый; замыкающая конструкция - палуба | |
Эллинг | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 5 м; люк развитый; замыкающая конструкция – палуба | |
Строительный док | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 8 м; люк развитый; замыкающая конструкция - переборка | |
Ремонтный док | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 5 м; люк развитый; замыкающая конструкция - палуба | |
Акватория завода | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 6 м; люк развитый; замыкающая конструкция – палуба | |
Наливной док | Внутренние | - | МКО | |
Наклонный стапель | Наружные | Однопозиционный | - | |
Эллинг | Наружные | Поточно-позиционный | - | |
Строительный док | Наружные | Однопозиционный | - | |
Ремонтный док | Наружные для ремонта | Однопозиционный | - | |
Наклонный стапель | Наружные | Однопозиционный | - | |
Эллинг | Наружные | Поточно-позиционный | - | |
Строительный док | Наружные | Однопозиционный | - | |
Ремонтный док | Наружные для ремонта | Однопозиционный | - | |
Акватория завода | Наружные для достройки | - | - | |
Наливной док | Наружные | Поточно-позиционный | - | |
Наклонный стапель | Внутренние | - | МКО | |
Эллинг | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 7 м; люк развитый; замыкающая конструкция – палуба | |
Строительный док | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 4 м; люк только для перемещения людей; замыкающая конструкция - палуба | |
Ремонтный док | Внутренние | - | МКО | |
Акватория завода | Внутренние | - | Обычный отсек; высота 3,6 м; люк развитый; замыкающая конструкция – переборка | |
Наливной док | Внутренние | - | МКО |
В соответствии с ОСТ5.9029-84 леса классифицируют:
по типам – в зависимости от конструктивного исполнения;
по видам – в зависимости от места установки;
по классам – в зависимости от способа установки.
Обозначение лесов состоит из семи символов: