Особенности тонических процессов

Под тонусом понимают состояние, обеспечивающее длительное, «неутомляемое» функционирование органа, функциональной системы, организма в целом. По А.Р.Лурия (1973), активация тонуса обеспечивается несколькими источниками, к которым относят:

1) обмен веществ, лежащий в основе гомеостаза, и инстинкты как достаточно сложные врожденные формы поведения, направленные на удовлетворение витальных потребностей организма и вида;

2) поступление в организм раздражений из внешнего мира, вызывающее такую форму активации, как ориентировочный рефлекс, являющийся основой познавательной деятельности (активация возникает на новизну, для этого необходим механизм сличения (компарации) нового раздражения с имеющимся опытом, что невозможно без участия памяти);

3) намерения, планы, программы, преследующие определенную цель, являющиеся социальными по своей сущности и осуществляемые при помощи и при участии речи, для чего необходимо и воображение (социально значимая оречевленная целенаправленная деятельность).

Тонус определяет и определяется соотношением процессов возбуждения и торможения, которые в бодрствующей коре подчиняются закону силы и характеризуются концентрированностью, уравновешенностью и подвижностью. В таких физиологических состояниях, как сон и утомление, закон силы не действует, и это относится также к условиям патологии, когда тонус коры больших полушарий мозга снижается, и могут развиваться фазовые состояния. Выделяют уравнительную фазу (разные по интенсивности воздействия вызывают одинаковый ответ), парадоксальную фазу (на слабый раздражитель ответ больше, чем на сильный) и ультрапародоксальную фазу (раздражители перестают вызывать ответы, полностью доминируют процессы торможения).

Значение фазовых состояний тонуса при аутизме не вызывает сомнений. Например, в слуховом восприятии детей с аутизмом описывают гиперсензитивность (сильная реакция на очень слабый раздражитель), ареактивность (нет реакции даже на очень сильные раздражители, что нередко принимают за глухоту), парадоксальный слух (чем сильней раздражитель, тем слабее реакция: ребенок на шепот реагирует адекватно, а разговорную речь и тем более крик – как не слышит), хотя у многих детей с верифицированным аутизмом закон силы действует. Учитывая, что при аутистических расстройствах асинхрония является ведущим дизонтогенетическим механизмом, можно предположить, что для различных функциональных систем фазовые состояния не должны быть одинаковыми, что создает предпосылку для полиморфизма клинических проявлений.

Если сам факт тонических нарушений при аутизме не вызывает сомнений, то их анатомо-физиологические и нейропсихологические механизмы изучены мало. Тем не менее, нельзя не обратить внимание на некоторые моменты.

В многочисленных исследованиях показано, что при аутистических расстройствах отмечаются весьма лабильные и разнообразные по спектру, степени выраженности и направленности нарушения гомеостаза и обмена веществ, процессов их регуляции. Такую общую характеристику метаболизма можно рассматривать как предпосылку слабости и неустойчивости тонических процессов.

При аутизме часты нарушения сферы инстинктов и влечений, причем эти нарушения часто носят диссоциированный характер[14] (то есть проявляются как бы полярно: от анорексии до булимии в пищевом инстинкте, от сверхосторожности до отсутствия чувства края в инстинкте самосохранения и т.п.).

Аутизм искажает возможность использования сенсорно-перцептивных воздействий для поддержания тонических процессов: одни из этих воздействий (по-видимому, в соответствии с фазовыми состояниями) не воспринимаются, другие вызывают быстрое пресыщение, однако некоторые, действуя многократно повторно, не вызывают угнетения ориентировочного рефлекса и становятся основой аутостимуляционных по своей природе стереотипий.

Возможность использования более сложных форм активации тонуса в силу нарушений коммуникации и социального взаимодействия ограничивается отдельными стереотипными формами деятельности, а при тяжелых формах аутистических расстройств чаще всего недоступно.

Основным проявлением нарушения тонических процессов при аутизме считается быстрая пресыщаемость - механизм, ограничивающий взаимодействие с окружающим и любую деятельность на наиболее глубоком, базальном уровне и предупреждающий развитие физического истощения, поскольку это может быть опасно для организма.

Основными параметрами, определяющими развитие пресыщения при РАС, являются, по-видимому, особенности аутистических расстройств, интенсивность и продолжительность воздействия. Сам процесс развития пресыщения может происходить по-разному.

При РАС пресыщение чаще всего наступает быстрее, чем в норме, иногда почти мгновенно, что снижает (или фактически исключает) возможности к сколько-нибудь продолженной деятельности (гипотонический вариант). В этих случаях в коррекционной работе необходимо применение специальных приемов, позволяющих сделать взаимодействие с ребенком более продолжительным (например, частую смену видов деятельности или использование разнообразных форм работы, использование психофармакологических средств).

Искаженный вариант тонических расстройств при аутизме может наблюдаться на различном общем тоническом уровне и проявляется в ригидности, тугоподвижности тонических процессов. Некоторые действия (стереотипии) и виды деятельности, находящиеся в русле сверхценных стереотипных интересов ребенка или являющиеся объектом его сверхпристрастия, не вызывают развития пресыщения, или оно не наступает очень долго. В этих случаях необходимы меры, ограничивающие такого рода деятельность, предупреждающие развитие переутомления и истощения.

Если не учитывать эту особенность, создаются предпосылки для развития не только негативизма к обучению и разрушения его стереотипа, но и к неблагоприятным изменениям в психическом и соматическом здоровье. На языке школьной жизни это означает необходимость дифференцированного подхода к проведению каждого занятия в плане его продолжительности, методической обеспеченности и структуры, а также индивидуализация дневного и недельного объема нагрузки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: