Моделирование здравомыслия в «сумасшедшем доме»

Конечно, вы можете подумать, что кто-то исследует, как выздоравливает большое количество людей с диагнозом «шизофрения». Конечно же, кто-нибудь организует деревенские поселения, обещая 50% случаев выздоровления за два года! Однако появляется все больше и больше данных о том, что реализация подходов, основанных на когнитивном и социальном обучении, позволяет увеличить процент полного «излечения».

Какие же методы оказались наиболее эффективными? Проводившиеся с 1960-х гг. исследования показали, что поведенческая психотерапия производит изменения во внутреннем мире пациента, но очень трудно перенести эти достижения в социальную жизнь, где награды больше не контролируются (Kopelowicz & Liberman, 1998). Обучение в условиях общины жизненно необходимым навыкам по специальным программам способствовало большей адекватности поведения в обществе и менее частой повторной госпитализации. Обучение социальным навыкам вместе с поддержкой семьи часто позволяет избежать повторной госпитализации (Kopelowicz & Liberman, 1998). Обучение когнитивной деятельности, которая бывает нарушена заболеванием (объем внимания, вербальное научение, память и т. п.), а также тренировка в распознавании нарушений восприятия (таких, как галлюцинации), оказались успешными. Но по-прежнему имеется мало данных относительно того, как это отражается на социальных взаимоотношениях и других сферах. Смещение акцента на обучение новым навыкам с использованием неповрежденных визуальной и кинестетической сенсорных систем также дало положительные результаты (Kopelowicz & Liberman, 1998).

Традиционно психотерапевты избегают применять гипноз по отношению к личностям с психотическим диагнозом по той причине, что гипноз может увеличить их зависимость и путаницу в мыслях. В случае с депрессией, гипноз может быть применен в обучающих целях, чтобы создать внутренние ресурсы и подвести человека к реально существующему опыту. Джоан Мюррей-Джобсис (публиковавшаяся ранее под именем Джоан Сканелли-Джобсис; см. Scagnelli-Jobsis, 1982), сделала обзор литературы по применению гипноза при психозах и предложила (не эриксонианскую) модель оказания помощи людям в обучении новым способам реагирования на жизнь. Она обратила внимание на то, что в одних исследованиях психотики не pea-

Раппорт 171

тировали на гипноз, в других реакция была нормальной, а в третьих — ярко выраженной. Специалисты по эриксонианскому гипнозу объясняют это явление тем, что психотик сам уже находится в глубоком трансе (Dolan, 1985).

В истории эриксонианской и нейролингвистической психотерапии использовались различные методы вмешательств при работе с больными шизофренией. На основе полученных клинических и научных данных можно выделить несколько полезных стратегий, позволяющих человеку осуществить то успешное изменение, которое происходит с 50% всех «шизофреников» в соответствии с мировой статистикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: