ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра микробиологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 29

Для студентов специальности «фармация»

Тема: «Вирусы и вирусные инфекции. Морфология и физиология вирусов.

Методы лабораторной диагностики»

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола __105__

«__16_»__февраля__ 2007 г.

Зав. кафедрой микробиологии

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.б.н., доцент Перьянова О.В. _____________

Составители:

к.б.н., доцент Перьянова О.В. _____________

к.б.н., ст. преподаватель

кафедры Хохлова О.Е. ______________

Ст. преподаватель

кафедры Степанова А.И. ______________

Красноярск


1. Тема № 31: Вирусы и вирусные инфекции. Морфология и физиология вирусов. Методы лабораторной диагностики.

2. Значение изучения темы: Наука, всесторонне изучающая вирусы, получила название вирусология. Ее бурное развитие началось несколько десятилетий назад, хотя впервые вирусы были открыты в 1892 году выдающимся ботаником Д.И. Ивановским.

Три главные проблемы выдвинули вирусологию на передний край, имеющий большое теоретическое и практическое значение:

1. Вирусные болезни в настоящее время стали наиболее распространенными среди растений, животных и человека, для борьбы с которыми еще не найдены надежные средства. Ущерб, причиняемый вирусами человеку и хозяйству, не поддается никакому учету.

2. С вирусами связывают развитие различных злокачественных опухолей и болезней крови, что имеет значение в изучении их этиологии, ранней диагностики и лечения.

3. Вирусы это наиболее примитивные организмы и изучение их природы, биологии может пролить свет на происхождение жизни, раскрыть многие ее генетические закономерности.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен:

знать

а) Особенности морфологии и физиологии вирусов.

б) Модели для культивирования вирусов in vitro и соответствующие им методы индикации вирусов.

в) Методы лабораторной диагностики вирусных инфекций.

уметь

а) Микроскопировать культуры интактных и зараженных культур клеток ткани и устанавливать ЦПД вируса.

б) Учитывать и оценивать результаты цветной пробы для индикации вируса.

в) Объяснить назначение солевых растворов и сред, применяемых для культивирования клеток ткани.

иметь представление о биологии вирусов и обосновать способы их культивирования, индикации, идентификации и методы лабораторной диагностики, вызываемых ими заболеваний;

иметь навыки по интерпретации результатов лабораторной диагностики инфекций, вызываемых вирусами.

4. План изучения темы:

4.1. Самостоятельная работа:

· Выполнение практических заданий – 45 мин.

· Заполнение протокола – 15 мин.

4.2. Исходный уровень знаний:

Собеседование по контрольным вопросам:

· Структура вирусов; понятия «элементарные тельца», «внутриклеточные включения».

· Особенности репродукции вирусов и исход их взаимодействия с клеткой хозяина.

· Модели для культивирования вирусов и соответствующие им методы индикации вирусов.

· Идентификация вирусов.

· Методы лабораторной диагностики вирусных инфекций и их особенности.

Тесты.


1. Основоположник вирусологии:

а) Л. Пастер

б) Р. Кох

в) Д.И. Ивановский

г) Л.А. Зильбер

д) А. ван Левенгук

2. Вирусы:

а) облигатные внутриклеточные паразиты

б) факультативные внутриклеточные паразиты

в) фильтрующиеся формы бактерий

г) некультивируемые формы бактерий

д) инволюционные формы бактерий

3. Вирусы:

а) генетические паразиты

б) энергетические паразиты
в) факультативные паразиты
г) мембранные паразиты
д) сапрофиты

4. Вирусы (верно все, к р о м е):

а) содержат ДНК и РНК

б) содержат ДНК или РНК
в) используют рибосомы клетки хозяина
г) репродуцируются только в живых активно функционирующих клетках
д) не способны к росту и бинарному делению

5. Наиболее признанная теория происхождения вирусов:

а) потомки доклеточных форм

б) результат регрессивной эволюции
в) клонально-селекционная
г) естественного отбора
д) «взбесившиеся» гены

6. Основное отличие вирусов от эу- и прокариотов:

а) наличие одного типа нуклеиновой кислоты

б) воспроизведение за счет собственной нуклеиновой кислоты
в) воспроизведение за счет нуклеиновой кислоты клетки хозяина
г) отсутствие белоксинтезирующих систем
д) неспособность к росту и бинарному делению

7. Субкомпоненты вириона вируса (верно все, к р о м е):

а) нуклеиновая кислота

б) провирус

в) нуклеокапсид

г) капсид

д) суперкапсид

8. Инфекционность вирусов связана с:

а) суперкапсидом

б) капсидом

в) типом симметрии

г) нуклеиновой кислотой

д) количеством капсомеров

9. Вирусы классифицируют по (верно все, к р о м е):

а) типу нуклеиновой кислоты

б) типу симметрии

в) характеру взаимодействия с клеткой хозяина

г) характеру вызываемых изменений в клетках хозяина

д) уровню метаболитической активности

10. Внутриклеточные включения при вирусных инфекциях:

а) запасные питательные вещества

б) форма сохранения вируса при неблагоприятных условиях

в) способ ухода вируса от иммунного надзора

г) защитная реакция клетки

д) скопления вирионов или их компоненты

11. Типы взаимодействия вируса с клеткой (верно все, к р о м е):

а) продуктивный

б) фаговая конверсия

в) абортивный

г) интегративный (вирогения)

д) интегративный (лизогения)

12. Типы ЦПД вирусов (верно все, к р о м е):

а) полная деструкция

б) частичная деструкция

в) пролиферация

г) образование симпластов(синцитиев)

д) внутриклеточные включения

13. Гибель клеток, зараженных вирусом, результат (верно все, к р о м е):

а) повреждения мембран лизсом

б) индукции апоптоза

в) нарушения синтеза макромолекул

г) синтеза вирусных токсинов

д) накопления вирусных компонентов

14. Реализация генетической информации РНК-содержащих вирусов:

а) + РНК ® белок

б) - РНК ® белок

в) + РНК ® - РНК ® белок

г) - РНК ® РНК-полимераза ® белок

д) ДНК ® мРНК ® белок

15. Реализация генетической информации ДНК-содержащих вирусов:

а) + РНК ® белок

б) - РНК ® мРНК ® белок
в) ДНК ® мРНК ® белок
г) РНК ® ДНК ® мРНК ® белок
д) белок ® мРНК ® ДНК

Составитель тестов:

зав. кафедрой Перьянова О.В.


4.3. Самостоятельная работа по теме:

а) Учесть и оценить результаты заражения культуры клеток ткани материалом от больных «А» и «В» с подозрением на заболевание вирусной этиологии.

б) Учесть и оценить результаты цветной пробы (ЦП) на культуре клеток ткани, зараженной материалом от больных «С» и «Д» с подозрением на заболевание вирусной этиологии.

в) Ознакомиться с питательными средами, солевыми растворами, растворами ферментов, используемыми для приготовления и культивирования культур клеток ткани in vitro: раствор трипсина, раствор Хенкса, среда 199, бычья сыворотка.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- Подведение итогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: