Этническая и этнополитическая ситуация как этап формирования донского казачества

Вплоть до конца XVII в. сохранялись этнокультурные контакты Войска Донского и Московского государства. Прежде всего, это военно-политические связи: служба по охране границ, участие в походах, охране посольств, обмен посланниками и т.д. Существовали и хозяйственные связи: казаки торговали в приграничных городах России, и наоборот, жители этих мест приходили на Дон для торговли и промысла. Большую роль играли и религиозные связи. Общая вера способствовала консолидации казачества, а паломничество к святым местам в России исполняло роль обмена информацией.

Особенно следует подчеркнуть родственные связи. В XVII в. нередко человек был казаком на Дону, но имел семью в России. Семейно-родственные связи сохранили сознание единства донцов и жителей метрополии[21].

Тесные связи с Российским государством во многом объясняют преобладание русских в казачьей среде. Именно благодаря миграции и приему в ряды казачьего сообщества новых членов, преобладавшим на Дону по крайней мере до конца XVII в., восполнялись потери и обеспечивалось выживание казачества.

Другим этническим компонентом можно назвать украинцев (малороссиян), этнос, родственный великорусскому, имеющий с ним общие генетические корни. В рассматриваемый период среди казаков Дона и Малороссии преобладали военно-политические связи, совместные походы и набеги.

В развитии казачества и его культуры большую роль сыграли мусульманские тюрко- и кавказоязычные этносы. Этнокультурные контакты помогали обмену информацией между казаками и неславянскими соседями и обеспечивали пополнение со стороны этносов, не связанных с донцами, религией, языком, происхождением. Представители неславянских, преимущественно тюркоязычных народов, попадали в казачьи общины несколькими способами. Во-первых, это военнопленные. Во-вторых, это добровольцы, по разным причинам переходившие в Войско. В-третьих, в общем миграционном потоке на Дон из России попадали те же татары. Побегу вчерашних противников из плена способствовали казаки, используя практику сманивания, столь важного на раннем этапе истории казачества[22].

Еще в 1723 г. среди яицких (уральских) казаков было проведено исследование с целью установить, «сколь давно отцы их и деды на Яик пришли и чем наперед всего были». Кроме русских, среди яицких казаков обнаружили башкир, казахов, татар, мордву, марийцев, удмуртов, чувашей, калмыков, которые постепенно влились в состав казачества. Видимо, масштабы прилива в казачьи степи пришельцев были настолько велики, что правительство под смертной казнью запретило принимать в ряды казачества «беглых людей и крестьян». Однако остановить этот процесс правительственное запрещение не смогло[23].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: