Стратегии реагирования участников на экспериментальные требования:
• содействия (участники стараются выполнить требования как можно лучше);
• противодействия (участники специально искажают результаты эксперимента);
• самодемонстрации (участники стараются показать себя с наилучшей стороны).
Отношения участников к экспериментатору и ситуации эксперимента:
• положительно настроенные (участники, которые положительно относятся к эксперименту);
• отрицательно настроенные (участники, которые не ждут от эксперимента ничего доброго);
• доверчивые (участники, которые полностью доверяют экспериментатору).
Мотивы участия в психологическом исследовании:
• участники, которые надеются не изменения в лучшую сторону;
• дотошные участники (участвуют в эксперименте ради новых знаний);
• участники, которым нечем заняться (участвуют в эксперименте от скуки);
• участники, которые ищут острых впечатлений.
Влияние личности участника на эксперимент:
• Эффект Плацебо базируется на механизмах суггестии и самосуггестии. Если участники считают, что действия психолога способствуют улучшению их состояния – это действительно происходит.
|
|
• Эффект Хотторна. Изменения в поведении участников возникают вследствие внимания, которое им уделяется, а не вследствие экспериментальных влияний.
• Эффект фасилитации. В присутствии экспериментатора участники стремятся показать наилучшие результаты. Эффект ингибиции – это ухудшение результатов, сдерживание возможностей участников.
• Эффект ожидания. Изменения в реакциях участников спровоцированы ожиданиями этих изменений (оттого, что проводят эксперимент).
Влияние экспериментатора на условия