Учет начисления и движения основных фондов

Глава 2.Учет основных фондов предприятия

Для выполнения задач по учёту основных фондов на предприятии ООО «Завод «Стройкерамика» – разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами. Эти документы являются первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.

Таблица

Первичные документы в организации ООО «Завод «Стройкерамика»

Номер унифицированной формы Наименование формы
ОС-1 Акт о приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-1а Акт о приёме-передаче здания (сооружения)
ОС-1б Акт приёме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС-3 Акт о приёме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств
ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-6 Инвентарная карточка учёта основных средств
ОС-6а Инвентарная карточка группового учёта объектов основных средств
ОС-6б Инвентарная книга учёта объектов основных средств
ОС-14 Акт о приёме (поступление) оборудования
ОС-15 Акт о приёме-передаче оборудования в монтаж
ОС-16 Акт о выявленных дефектов оборудования

Формы № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б используется для оформления и бухгалтерского учёта операций, связанных с движением основных средств: поступивших посредством приобретения за плату; строительства подрядным или хозяйственным способом; получения от других организаций в безвозмездное пользование; внесения в качестве вкладов в уставный (складочный) капитал; получения в хозяйственное ведение (оперативное управление); получения в аренду (по договору финансовой аренды); поступления по акту дарения, а также для оформления операций, связанных с объектами основных средств, внесёнными участниками договора просто товарищества (договора о совместной деятельности).

Учёт основных средств по объектам ведётся бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учёта основных средств (формы № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если в организации имеется небольшое количество объектов основных средств, то объектный учёт можно осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средствах по их видам и местам нахождения.

Заполнение инвентарной карточки производится на основе акта о приёме-передаче объекта основных средств (формы № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; о способе начисления амортизации либо, если имеет место не начисление амортизации, отметка об этом, а также указываются индивидуальные особенности объекта.

Перемещение объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другое оформляется формой № ОС-2. Данные о таких перемещениях вносятся в инвентарную карточку учёта объектов основных средств.

Для приёма объектов основных средств после восстановительных работ используется форма № ОС-3, в которой отражаются характеристики объекта основных средств в момент его передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию и затраты на произведённый ремонт (модернизацию, реконструкцию) объекта. Информация о ремонте, реконструкции, модернизации также вносится в форму № ОС-6. Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учёта основных средств. Для оформления выбытия объектов основных средств вследствие их негодности и невозможности к дальнейшему использованию, морального и физического износа, ликвидации объектов при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях используются формы № ОС-4, ОС-4а, ОС-4б.

Для определения целесообразности или непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления необходимой документации на списание указанных объектов (если наличие основных средств являются существенными) в организации приказом её руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица (в том числе главный бухгалтер и материально ответственные лица). Такая комиссия занимается непосредственным осмотром объектов, подлежащих списанию, устанавливает причины, обусловившие необходимость их списания (физический моральный износ, преждевременное выбытие вследствие нарушения нормальных условий эксплуатации или аварии и др.), выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносит предложения о привлечении этих лиц к установленной законодательством ответственности, а также определяет возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и приводит их оценку.

Таблица

Приобретение объектов основных средств, документальное оформление проводки

Первичный документ   Содержание операций Корреспондирующие счета Дебет Кредит
Отгрузочные документы поставщика Отражена покупная стоимость КАМАЗ-1450 08-4 60
Счёт-фактура Отражена сумма «входного» НДС 19-1  
Акт о приёме выполненных работ Отражена стоимость услуг сторонних организаций, связанных с приобретением основного средства (без НДС) 08-4  
Счёт-фактура Отражена сумма «входного» НДС по произведённым расходам 19-1  
Рапсчётно-платёжная ведомость, бухгалтерская справка-расчёт Отражены прочие затраты предприятия по приобретению основного средства: а)начислена заработная плата работникам предприятия за доставку, разгрузку, установку с б)производятся отчисления в социальные фонды и др.   08-4 08-4  
Выписка из банка по расчётному счёту Погашена задолженность перед поставщиком и сторонними организациями за услуги, связанные с приобретением основного средства    
Акт о приёме-передаче объекта основных средств Отражён ввод в эксплуатацию объекта основных средств по первоначальной стоимости   08-4
Получение основного средства в обмен на другое имущество (в обмен на готовую продукцию)
Накладная на отпуск продукции Признана выручка от реализации готовой продукции, исходя из цены, за которую в обычных условиях организация приобрела бы основное средство по рыночной цене   90-1
Бухгалтерская справка Списана фактическая себестоимость готовой продукции, переданной в обмен на основное средство 90-2  
Счёт-фактура Начислен НДС с выручки от продаж 90-3  
Отгрузочные документы поставщика Отражено поступление основного средства в оценке по продажной стоимости готовой продукции на сумму без НДС 08-4  
Счёт-фактура Отражена сумма «входного» НДС по поступившему основному средству 19-1  
Акт о приёме-передаче объекта основных средств Отражена постановка на учёт объекта основных средств и ввод его в эксплуатацию   08-4
Акт о зачёте взаимных требований Отражён зачёт взаимных требований исходя из величины кредиторской задолженности без учёта НДС    
  Разницу в стоимости выбывшего по обмену имущества, над стоимостью полученного списывают в прочие доходы или расходы:    
Бухгалтерская справка - списана сумма превышения стоимости готовой продукции над стоимостью основного средства   91-1
  - списана сумма превышения стоимости основного средства над стоимостью готовой продукции 91-2  
Строительство объекта основных средств (здания) подрядным способом
Акт о приёмке выполненных работ Отражена стоимость услуг подрядной организации (без НДС) 08-3  
Счёт-фактура Отражена сумма «входного» НДС 19-1  
Акт о приёме-передаче оборудования в монтаж Отражена передача оборудования для монтажа на стоящемся объекте 08-3  
Накладная Отражена передача строительных материалов, приобретённых для строительства объекта 08-3 10-8
Счёт-фактура Предъявлена к вычету сумма «входного» НДС по услугам подрядной организации, оборудованию к установке, приобретённым строительным материалам    
Выписка банка по расчётному счёту Произведена оплата выполненных работ подрядчику    
Акт о приёме-передаче здания (сооружения), расписка в получении документов на государственную регистрацию прав, инвентарная карточка учёта объекта основных средств Объект основных средств (здание) принять к учёту в составе основных средств, право собственности на которые не зарегистрировано 01-1 08-3
Свидетельство о государственной регистрации прав; инвентарная карточка учёта объекта основных средств Объект основных средств (здание) учтён в составе основных средств 01-2 01-1
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: