Глава 2.Учет основных фондов предприятия
Для выполнения задач по учёту основных фондов на предприятии ООО «Завод «Стройкерамика» – разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами. Эти документы являются первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.
Таблица
Первичные документы в организации ООО «Завод «Стройкерамика»
Номер унифицированной формы | Наименование формы |
ОС-1 | Акт о приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-1а | Акт о приёме-передаче здания (сооружения) |
ОС-1б | Акт приёме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-2 | Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
ОС-3 | Акт о приёме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств |
ОС-4 | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-4а | Акт о списании автотранспортных средств |
ОС-4б | Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-6 | Инвентарная карточка учёта основных средств |
ОС-6а | Инвентарная карточка группового учёта объектов основных средств |
ОС-6б | Инвентарная книга учёта объектов основных средств |
ОС-14 | Акт о приёме (поступление) оборудования |
ОС-15 | Акт о приёме-передаче оборудования в монтаж |
ОС-16 | Акт о выявленных дефектов оборудования |
Формы № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б используется для оформления и бухгалтерского учёта операций, связанных с движением основных средств: поступивших посредством приобретения за плату; строительства подрядным или хозяйственным способом; получения от других организаций в безвозмездное пользование; внесения в качестве вкладов в уставный (складочный) капитал; получения в хозяйственное ведение (оперативное управление); получения в аренду (по договору финансовой аренды); поступления по акту дарения, а также для оформления операций, связанных с объектами основных средств, внесёнными участниками договора просто товарищества (договора о совместной деятельности).
Учёт основных средств по объектам ведётся бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учёта основных средств (формы № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если в организации имеется небольшое количество объектов основных средств, то объектный учёт можно осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средствах по их видам и местам нахождения.
Заполнение инвентарной карточки производится на основе акта о приёме-передаче объекта основных средств (формы № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; о способе начисления амортизации либо, если имеет место не начисление амортизации, отметка об этом, а также указываются индивидуальные особенности объекта.
Перемещение объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другое оформляется формой № ОС-2. Данные о таких перемещениях вносятся в инвентарную карточку учёта объектов основных средств.
Для приёма объектов основных средств после восстановительных работ используется форма № ОС-3, в которой отражаются характеристики объекта основных средств в момент его передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию и затраты на произведённый ремонт (модернизацию, реконструкцию) объекта. Информация о ремонте, реконструкции, модернизации также вносится в форму № ОС-6. Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учёта основных средств. Для оформления выбытия объектов основных средств вследствие их негодности и невозможности к дальнейшему использованию, морального и физического износа, ликвидации объектов при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях используются формы № ОС-4, ОС-4а, ОС-4б.
Для определения целесообразности или непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления необходимой документации на списание указанных объектов (если наличие основных средств являются существенными) в организации приказом её руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица (в том числе главный бухгалтер и материально ответственные лица). Такая комиссия занимается непосредственным осмотром объектов, подлежащих списанию, устанавливает причины, обусловившие необходимость их списания (физический моральный износ, преждевременное выбытие вследствие нарушения нормальных условий эксплуатации или аварии и др.), выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносит предложения о привлечении этих лиц к установленной законодательством ответственности, а также определяет возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и приводит их оценку.
Таблица
Приобретение объектов основных средств, документальное оформление проводки
Первичный документ | Содержание операций | Корреспондирующие счета Дебет Кредит | ||
Отгрузочные документы поставщика | Отражена покупная стоимость КАМАЗ-1450 | 08-4 | 60 | |
Счёт-фактура | Отражена сумма «входного» НДС | 19-1 | ||
Акт о приёме выполненных работ | Отражена стоимость услуг сторонних организаций, связанных с приобретением основного средства (без НДС) | 08-4 | ||
Счёт-фактура | Отражена сумма «входного» НДС по произведённым расходам | 19-1 | ||
Рапсчётно-платёжная ведомость, бухгалтерская справка-расчёт | Отражены прочие затраты предприятия по приобретению основного средства: а)начислена заработная плата работникам предприятия за доставку, разгрузку, установку с б)производятся отчисления в социальные фонды и др. | 08-4 08-4 | ||
Выписка из банка по расчётному счёту | Погашена задолженность перед поставщиком и сторонними организациями за услуги, связанные с приобретением основного средства | |||
Акт о приёме-передаче объекта основных средств | Отражён ввод в эксплуатацию объекта основных средств по первоначальной стоимости | 08-4 | ||
Получение основного средства в обмен на другое имущество (в обмен на готовую продукцию) | ||||
Накладная на отпуск продукции | Признана выручка от реализации готовой продукции, исходя из цены, за которую в обычных условиях организация приобрела бы основное средство по рыночной цене | 90-1 | ||
Бухгалтерская справка | Списана фактическая себестоимость готовой продукции, переданной в обмен на основное средство | 90-2 | ||
Счёт-фактура | Начислен НДС с выручки от продаж | 90-3 | ||
Отгрузочные документы поставщика | Отражено поступление основного средства в оценке по продажной стоимости готовой продукции на сумму без НДС | 08-4 | ||
Счёт-фактура | Отражена сумма «входного» НДС по поступившему основному средству | 19-1 | ||
Акт о приёме-передаче объекта основных средств | Отражена постановка на учёт объекта основных средств и ввод его в эксплуатацию | 08-4 | ||
Акт о зачёте взаимных требований | Отражён зачёт взаимных требований исходя из величины кредиторской задолженности без учёта НДС | |||
Разницу в стоимости выбывшего по обмену имущества, над стоимостью полученного списывают в прочие доходы или расходы: | ||||
Бухгалтерская справка | - списана сумма превышения стоимости готовой продукции над стоимостью основного средства | 91-1 | ||
- списана сумма превышения стоимости основного средства над стоимостью готовой продукции | 91-2 | |||
Строительство объекта основных средств (здания) подрядным способом | ||||
Акт о приёмке выполненных работ | Отражена стоимость услуг подрядной организации (без НДС) | 08-3 | ||
Счёт-фактура | Отражена сумма «входного» НДС | 19-1 | ||
Акт о приёме-передаче оборудования в монтаж | Отражена передача оборудования для монтажа на стоящемся объекте | 08-3 | ||
Накладная | Отражена передача строительных материалов, приобретённых для строительства объекта | 08-3 | 10-8 | |
Счёт-фактура | Предъявлена к вычету сумма «входного» НДС по услугам подрядной организации, оборудованию к установке, приобретённым строительным материалам | |||
Выписка банка по расчётному счёту | Произведена оплата выполненных работ подрядчику | |||
Акт о приёме-передаче здания (сооружения), расписка в получении документов на государственную регистрацию прав, инвентарная карточка учёта объекта основных средств | Объект основных средств (здание) принять к учёту в составе основных средств, право собственности на которые не зарегистрировано | 01-1 | 08-3 | |
Свидетельство о государственной регистрации прав; инвентарная карточка учёта объекта основных средств | Объект основных средств (здание) учтён в составе основных средств | 01-2 | 01-1 | |