Интеллектуальные умения и навыки
- Умение осознанно пользоваться понятийным аппаратом.
- Умение осознавать, распознавать и создавать собственные алгоритмы продуктивной учебной деятельности.
- Умение выделять главное, существенное в текстах учебников, в конспектах.
- Навык чтения графической информации (перевода с «языка образов» на язык слов и формул).
- Умение представлять информацию о явлении на языке знаков и символов (слов, формул, образов).
- Умение установить имеющееся существенное сходство.
- Умение рассуждать по аналогии.
- Умение формулировать вопросы по существу обсуждаемой проблемы.
- Умение интерпретировать полученные результаты своей интеллектуальной деятельности, делать выводы.
- Умение сознательно применять логические приемы мышления (аналогия, сравнение, анализ, синтез).
- Умение выбирать признак как основание для классификации.
- Умение производить классификацию явлений, схем, ситуаций, понятий, законов, самостоятельно формулируя основание для классификации.
- Умение установить на основу частных способов общие способы решения задач (выполнения заданий).
- Умение создавать собственный письменный текст в соответствии с определенными (заданными) требованиями.
Рефлексивные и творческие умения
- Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение оценить, подходит ли то, что известно в общем виде, к имеющимся конкретным условиям.
- Умение выделить задачу из фона.
- Умение анализировать проблемные ситуации (выявление и разрешение противоречий).
- Умение видеть и находить нестандартные способы решения задач.
- Умение решать нестандартные задачи, алгоритмы решения которых не изучались.
- Умение разбить новую задачу на подзадачи, решение которых известно.
- Умение ставить задачу, решение которой предполагает использование нестандартных способов и приемов.
- Умение не придерживаться однажды избранной позиции на проблему.
- Умение решать задачи, в которых нет ни конечной цели, ни путей ее достижения.
- Умение критического анализа.
- Умение менять точку зрения на предмет (явление) на полярную и в отношении обеих позиций находить аргументы за и против.
Поисковые (исследовательские) умения
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
Коммуникативные умения
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
- Умение вести дискуссию.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Умение находить компромисс.
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
Презентационные умения и навыки
- Навыки монологической речи.
- Умение уверенно держать себя во время выступления.
- Артистические умения.
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
- Умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Умение представлять результаты работы в удобной для восприятия форме