Трансформации исторически сложившихся ОП Владивостока и Хабаровска

Главная городская площадь Владивостока (Борцов за власть Советов, – далее БВС), появившиеся в 60-х гг. прошлого века на месте сквера, в свою очередь разбитого на месте стихийной торговой зоны (торг велся с воды, из китайских джонок), в советский период использовалась для парадов и демонстраций, однако небольшие размеры не позволяли развернуть там масштабное шествие, поэтому официальные мероприятия были распределены между БВС и Вокзальной площадью, где еще 7 ноября 1930 года был установлен памятник В. И. Ленину (скульптор В. В. Козлов, архитектор — Ю. Траутман), что автоматически промаркировало привокзальную зону как ключевое сакральное ОП советского Владивостока. Может быть поэтому, площадь БВС никогда не являлась полноценным «тоталитарным пространством». Открытая на великолепную акваторию бухты Золотой Рог, окруженная высококачественной европейской застройкой эпохи порто-франка, площадь традиционно исполняла роль «тусовочного» места, где концентрировалась неформальная молодежь Владивостока. В годы перестройки и в начале 2000-х, площадь использовалась для проведения оппозиционных митингов, что еще больше усилило ее имидж как демократического ОП. С начала 2010-х гг. площадь практически постоянно используется как территория фестивалей, концертов, рынков выходного дня и проч. В этом Владивосток следует примеру Москвы. Однако, открытие в мае 2013 г. на южной оконечности площади БВС новой мемориальной зоны и начало строительства главного городского храма грозит переформатирование этого ОП в сторону сакрализации и официоза, превращение ее в «запретный город». Идет наращивание мемориально-символической составляющей – в 2013 г. на площади был открыт сложносоставной монумент в честь присвоения Владивостоку звания Города Воинской Славы (2013 г.), включающий столб из полированного гранита с двуглавым орлом и 4 тумбы с героическими барельефами, установленные по углам мемориала. Маленькие голубые ели, высаженные по периметру мемориала, недвусмысленно отсылают к озеленению, традиционному для Красной площади. Значительно уступая в качестве и выразительности монументу Борцам за власть советов, (открыт 29 апреля 1961 года; автором - заслуженный деятель искусств РСФСР Тенета А.И.), и неудачно расположенный в низком углу площади, зажатый в низине и плохо обозреваемый, новый монумент генерирует к тому же противоречивый мессидж: он возведен в честь присвоения городу статуса героя за участие в Великой Отечественной войне, т. е. за подвиги в советскую эпоху, а увенчан двуглавым орлом.

Хабаровск. В отличие от Владивостокской пл. БВС, главная площадь Хабаровска (Николаевская пл. – пл. Свободы- пл. им. Сталина – пл. им. Ленина), разбитая на месте городского кладбища и плотно застроенная по периметру, всегда была типичным тоталитарным пространством, местом проведения парадов, демонстраций и официальных мероприятий. Памятник Ленину (1925 г., сначала стоял в центре площади, в 1950 г. был перенесен на сегодняшнее место) и трибуна под ним, рассчитанная на 2 500 человек, весь советский период являлись символическим центром города; возведенный на излете советской власти «Белый дом», нарушивший высотный регламент площади стал олицетворением государственной власти и еще более усилил «тоталитарную» составляющую площади, практически безлюдной и летом (из-за палящего зноя) и зимой (из-за того, что огромное - 25 300 м², - незащищенное пространство насквозь продувается ветром с Амура). Незначительные попытки демократизации пришлись на годы Перестройки и начало 2000-х, когда вокруг Фонтана стали собираться первые роллеры и скейтбордисты, но к началу 2010-х они неформальные городские сообщества переместились в более комфортные ОП. Характерно, что елка, традиционно устанавливавшаяся в г. Хабаровске на пл. им. Ленина с начала XXI века стала устанавливаться в парке «Динамо», таким образом, главная репрезентативная зона, символизирующая государственность, окончательно освободилась от неофициальной приватности.

Своим архитектурно-пространственным решением главная площадь Хабаровска обязана династии Мамешиных. В 1949 г. Е. Д. Мамешин разработал проект планировки и застройки площади (он же автор проекта медицинского университета – 1962 г., - фланкирующего площадь с запада). «В 1998 г. проведена вторая реконструкция площади — авторы: Мамешин А. Е. — руководитель, Мамешина А. В., Мамешин Е. Д., Мамешин А. А. В ходе реконструкции большой фонтан был сдвинут в центру, асфальтное покрытие заменено гранитной плитой и брусчаткой, площадь оборудована малыми формами (скамьи, переносные клумбы, урны), поставлено освещение. Перемещение большого фонтана из полированного красного гранита в центр площади символизировало изменением ее предназначения: из общественно-политической площадь Ленина должна была превратится в место отдыха и проведения социально-культурных мероприятий. После реконструкции площадь фонтанов составила 610 м; площадь покрытий — 16 240 м; площадь озеленения — 8 450 м [10]

В 2003 г. был построен пешеходный виадук через улицу Муравьёва-Амурского, что отчасти упростило возможность проникновения на площадь.

Главное ежегодное событие, связанное с площадью, - международный фестиваль ледовых скульптур, привлекающий горожан, проходящий в самый холодный период.

Интересна трансформация, произошедшая с главными парками Хабаровска и Владивостока, (соответственно ЦПКиО и Покровского), превратившихся из общедоступных ОП с сомнительной репутацией в сакрализованные ландшафты. Возведенные в 90-е годы кафедральные соборы резко изменили функционал прилегающих территории, были демонтированы танцплощадки, колеса обозрения, и прочие простонародные развлечения, вытесненные во Владивостоке – в зону Спортивной Гавани, а в Хабаровске – на городскую периферию, в парк им. Гагарина, практически недоступный для большинства горожан. После реконструкции ансамбля Комсомольской пл. и прилегающих к нему парковых зон, бывший ЦПКиО и парк Дома Офицеров СА с их тенистыми аллеями, укромными уголками, эстрадами, танцплощадками и многочисленными аттракционами (в том числе – легендарное колесо обозрение) превратились в репрезентативные пространства, полностью лишенные легкомысленных коннотаций. Комсомольская пл. регулярно используется для мероприятий и концертов, носящих официальный характер. Говорить о ее (а тем более пл. им. Ленина) переформатировании из тоталитарных в демократические ОП пока рано.

3.2.3. Набережные дальневосточных городов как сезонные «зеленые» общественные пространства линейного типа

Набережные, совмещающие идеи торжественного репрезентативного променада и зеленых зон, традиционно являлись наиболее популярными общественными пространствами дальневосточных городов; в узкие пространства линейного типа интегрировано множество функций: прогулочная, спортивная, торговая, транзитная (причалы речных/морских судов), что ведет к пересечению различных потоков посетителей (нарядно одетые горожане с детьми, велосипедисты/скейтбордисты; тяжело нагруженные дачники, торопящиеся на рейсовый теплоход и проч.). Именно на набережных в выходные/праздничные дни наблюдается наибольшая концентрация горожан; набережные, формирующие парадный, «открыточный», вид городских панорам и являющиеся «визитными карточками» дальневосточных городов, находятся в зоне повышенного общественного внимания.

Набережная им. Невельского в Хабаровске. Набережная Амура в Хабаровске, включающая территорию городского пляжа, обходной променад вокруг Утеса и парковую зону, примыкающую к стадиону им. Ленина, последние годы находится в процессе перманентного поиска имиджа, ее статус так и не определен. Наводнение 2013 г., полностью затопившее набережную, предполагает ее капитальную реконструкцию. В Хабаровске широко рекламируется и внедряется в массовое сознание проект реконструкции южного участка набережной с насыпным полуостровом, стелой, фонтаном и проч. атрибутами «лужковского» стиля в китайским акцентом. Существуют и альтернативные точка зрения. Студенты-дизайнеры ФАД, опираясь на успешный московский опыт реконструкции Парка Горького и парка Музеион, предложили новую концепцию благоустройства набережной им. Г. И. Невельского, разительно отличающуюся от «лужсковского» стиля, принятого в нашем городе за образец репрезентативной эстетики. Ключевые предложения студенческих проектов: выделение зоны для велосипедных дорожек, занятий скалолазанием, маунтинбайком; развитие набережной в сторону акватории и создание «второй набережной» на деревянных мостках; расширение пешеходной транзитной зоны, и мощение деревом пляжной зоны; развитие водного транспорта («Аквабусов»); создание «точки притяжения» в формате open air и проч. В начале 2015 года Лаборатория Городских Исследований, во главе с Ольгой Таловской и Надей Старковой, подняли вопрос о пересмотре уже утвержденного проекта реконструкции набережной, ссылаясь на недостаток функционального наполнения ОП, архаичности и несоответствию потребности современного горожанина.

Набережные г. Владивостока. Набережная Цесаревича Алексея – вторая попытка использовать коммерческий потенциал стиля порто-франко, под которым понимается высокоплотная краснокирпичная застройка начала прошлого века, объединяющая эстетику утилитарного модерна и гарнизонной архитектуры с приемами пространственной организацией, характерной для хутунов. Первая попытка относится к самому началу 90-х, когда на месте Торговой улицы открыли пешеходный «Арбат», а прилегающие кварталы, известные как «Миллионка» отдали в аренду под пельменные, шашлычные и первые коопратиные магазины. Постепенно кварталы, прилегающие к набережной реконструируются и насыщаются разнообразными функциями, но модернизация городской среды ограничивается суперграфикой разного качества. Организация нового общественного пространства, помимо условного променада, протяженностью в 1200 м., включает реконструкцию промышленных объектов Дальзавода (инструментального, механического и трубо-медницкого цеха 178-го СРЗ), появление ресторанной улицы, банного комплекса и динамических фонтанов. Предполагается, что общая площадь общественно-деловой и развлекательной зоны будет 10, 5 га, площадь реконструированных сооружений – 44,5 тысяч кв. метров; будет уложено в общей сложности 8000 кв. м. гранитной плитки. Широко разрекламированный местными СМИ «лучший в городе бесплатный туалет» пока платный -10 руб. Детская площадка, использующая образ парусного корабля, выполнена на высоком уровне, но расположена в продуваемом перекрестке. Графитти, оформляющие бывшие утилитарные постройки, созданы активно востребованной командой Concrete Jungle (Бетонные Джунгли), состоящей из выпускника факультета графического дизайна и магистра факультета архитектуры ДВФУ. Набережная Цесаревича вызывает скорее позитивный отклик в соцсетях (ЖЖ, фейсбук, Вконтакте), хотя встречаются и альтернативные точки зрения. Так, пользователь под ником bulat_dragon пишет: «худо-бедно работавший завод резко сокращают, и пускают практически под нож; его остатки интегрируют и уплотняют, а из "переданного городу" делают такую пластмассовую деревеньку "под старину". Несоответствие старой сути с новой формой и даёт картину нереальности».

Пока набережная не закончена, преждевременно выносить категоричные оценки, но предварительные наблюдения позволяют сформулировать основное отличие Набережной Цесаревича от модных московских ОП (Парк Горького, Красный октябрь, Патриаршьи пруды). Сделанная во Владивостоке попытка джентрификации бывшей промышленной зоны в отличии от западного и московского опыта нацелена на создание территории энвайромента. Сохранившееся железнодорожное полотно, бывшие корпуса цехов и депо, акватория с кораблями, близость военно-морского музея с многочисленными орудиями первой мировой войны, сам дух Владивостокской крепости, являющийся основным фононом города, провоцирует использовать эстетику стимпанка. Очень жаль, что это очевидное и коммерчески многообещающее направление пока не востребовано заказчиками. Суперграфика также слишком нейтральна, - условно флористические сюжеты и условно-городской пейзаж «старый город» отсылает к традициям советских монументалистов 70-х, расписывающих дома культуры. Не хватает провокативности (сравнить с графическим дизайном Парка Горького).

Перетекающие друг в друга набережные и скверы, объединяют акваторию бухты Золотой Рог от площади Борцов за власть Советов до здания Военно-морского музея (Светланская, 56). Это пространство делится на разные уровни с различной семантической нагрузкой. Верхний ярус, идущий вдоль и чуть ниже Светланской и включающий несколько скверов, перенасыщен мемориальными знаками и объектами. Многочисленные памятники павшим героям, могилы- кетофаны, Вечный Огонь, часовни, обелиски и скульптурные группы генерирующие условно оборонительный мессидж, выполнены в совершенно разной стилистики, что вносит в ритм мемориалов постмодернисткий оттенок, вряд ли предполагаемый создателями. Нижний ярус – променад, по своей типологии подразумевает более легкомысленную, душевную, приватную стилистику, однако мессидж, заданный многочисленными мемориалами верхнего яруса столь силен, что условная зона энвайромента так же обретает героические коннотации, характерные для эстетики фронтира.

Набережные в гг. Благовещенске и Хайхе. Интересно сравнить набережные Хабаровска и Владивостока с набережной Амура в г. Хайхе (расположенного напротив Благовещенска и за 15 лет выросшего из рыбацкой деревни в город с населением около 117 тыс.), являющейся символом стремительной урбанизации Хейлуцзяна и адресованной преимущественно восточным соседям. Множество мелкой пластики, геометрические ломаные линии дорожек и островков озеленения, высокие парапеты которых совмещают функции ограждения с посадочными местами, беседки в китайском стиле – все это хорошо знакомо многочисленным русским туристам.. Репрезентативная часть набережной включает символические обелиски, вызывающие у зрителя с европейским культурным бэкграундом сложные ассоциации. Основное отличие от русских аналогов – колоссальные масштабы, рассчитанные на привычную для китайцев многомиллионную антропогенную нагрузку, обилие фигуративной скульптуры со сказочными и нравоучительно-бытовыми сюжетами (ослик крутит жернов, дедушка играет с внуком в го, толстый полуголый мужчина сидит на качелях с маленькой девчкой), а также «зеленые» скульптуры (преимущественно анималистического характера) из дерна. Набережная включает репрезентативную зону и скверы, но оснавная ее функции – променад. Кроме многокилометровой прогулки по берегу Амура, посетителям не предлагается иных развлечений. Огромные светильники-канделябры со множеством лампионов задают мерный ритм. Очевидно, что за образец амурской набережной в г. Хайе взята историческая набережная Сунгари в г. Харбине, построенная русскими инженерами в начале XX в. В свою очередь, благовещенцы на противоположном берегу Амура, постоянно украшают и улучшают свою набережную, нагружая ее символами русской государственности, псевдокласицисткими ротондами и колоннадами, ажурными кованными перилами и неизменной серой плиткой с красными вставками. Малые формы на благовещенской набережной имеют гипертрафированно-антивандальный характер, придающий монументальным скамейкам и урнам избыточную массивность. Скамейки лишены солнце-и-ветрозащиты, что делает их использование проблематичным.

3.2.4. Трансформации типичного «зеленого» общественного пространств на примере парка Северный (г. Хабаровск).

Рассмотрим парковую зону, формирующуюся на территории бывшего т.н. Стрельбища, Северный округ (на сегодняшний день завершена вторая очередь строительства).

Зеленая зона, известная жителям Северного округа г. Хабаровска под советским названием «Стрельбище», ограничена с запада ж/д полотном Транссиба, с востока – Тихоокеанским шоссе (где расположен крупнейший в крае вуз – ТОГУ, академия экономики и права, крупный студенческий камус и несколько техникумов с общежитиями), с севера ул. проф. Даниловского (главная магистраль жилого массива), а с юга – поселком Рыбак. Эта обширная территория, изрезанная оврагами, заросшими лещиной, с дубравами, осиновыми рощицами и остатками грушевых садов, сохранившихся с довоенных времен, когда Стрельбище было занято частным сектором, с обширным прудом, образованным плотиной, с ручьями и родниками; водились бурундуки и белки, зимой нередко можно было увидеть фазанов.

В истории данной территории прослеживается несколько периодов. После войны, как следует из топонима, территория использовалась НКВД, от того периода до начала XXI в. сохранились блиндажи, окопы и другие укрепления для стрельб. В позднесоветский период данная эта территория была любимым местом отдыха жителей нового Северного микрорайона, зимой пруд с плотиной превращался в каток, изрезанный оврагами рельеф использовались для лыжного и санного спорта, летом проводились районные праздники и проч. Вся эта активность никак не была оформлена. Инфраструктура ограничивалась двумя прекрасными аллеями – сосновой и березовой – перпендикулярными друг к другу. Отсутствие лавочек и проч. заменялась стихийными пикниками, летом было принято выходить семьями «загорать», а зимой – ходить «на шашлыки». В постсоветский период (начало 90-х) Стрельбище было распахано под огороды («под картошку») и охранялось от мародеров отрядами добровольцев с обрезами. В те годы Стрельбище приобрело дурную славу, гулять, даже днем, там отваживались только владельцы собак бойцовых пород. От окончательной маргинализации зеленую зону спасло возведение в конце 90-х часовни Серафима Саровского, ставшего символом духовного возрождения, приуроченного к миллениуму. К часовне потянулись прихожане, число которых значительно увеличилось после строительства церковной школы и открытия храма Серафима Саровского. Наличие крупного православного комплекса вело к сакрализации ландшафта. Зеленая зона, использовавшаяся преимущественно подростками и молодежью для спорта и отдыха на природе, превратилась в репрезентативное, подчеркнуто благопристойное пространство.

Реконструкция бывшей общественной зоны отдыха и связанный с этим новый режим использования, привел к вытеснению студенчества и прочих любителей «дикого отдыха на природе» в неосвоенные территории, расположенные за кампусом ТОГУ (зона бывшей свалки, используемая для тренировок картингистов). Туда сместились лыжные трассы, туда уходят летом любители загорать топлес, там разводят костры и жарят шашлыки, выгуливают собак и проч. Весь нерегламентированный народный досуг, вытесненный с привычных территорией, перебазировался на северо-восток.

Возникает вопрос – насколько целесообразна резкая смена режима использования общественных пространств, не учитывающая исторически сложившиеся традиции местного комьюннити.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: