Слуховой анализатор

Слуховой анализатор позволяет человеку воспринимать зву­ковые раздражения. Слух обеспечивает человеку получение инфор­мации из внешнего мира, способствует формированию адаптивных реакций, познавательной деятельности человека и является необхо­димым фактором развития речи и речевого общения. Слушая речь, ребенок начинает понимать ее, а затем уже учится говорить. Потеря слуха в раннем возрасте приводит к утрате речевой способности.

Человеческое ухо способно воспринимать звуковые колебания от 16 до 20 000 Гц, но к старости эта величина снижается в 2—3 ра­за — до 5000 Гц. Наиболее чувствителен слуховой анализатор чело­века к звукам, имеющим частоту 2000—4000 Гц. Наличие двух ушей обеспечивают человеку бинауральный слух, помогающий определять источник звука и даже расстояние до него.

Слуховой анализатор представлен периферическим отделом - органом слуха, слуховым нервом, проводящим нервные импульсы в центральную нервную систему, и слуховыми нервными центрами в подкорковых отделах головного мозга и коре больших полушарий.

Орган слуха состоит из трех частей наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо образовано ушной раковиной, улавливающей звуковые колебания, наружным слуховым проходом, в котором происходит усиление интенсивности (на 10 дБ) и уменьшение амплитуды звуковых колебаний, и барабан­ной перепонкой. Наружный слуховой проход имеет длину 25—35 мм, выстлан кожей с тонкими волосками и большим количеством саль­ных и серных желез. Последние выделяют антибактериальное ве­щество — «серу», защищающую ухо от проникновения инфекции.

Барабанная перепонка находится на границе наружного и среднего уха и представляет собой соединительнотканную пластин­ку толщиной 0,1 мм. Снаружи она покрыта эпителием, а изнутри - слизистой оболочкой.

Барабанная перепонка передает звуковые колебания в среднее ухо на цепь слуховых косточек.

Среднее ухо (барабанная полость) имеет объем около 1 см3 и заполнено воздухом. В нем имеются три слуховые косточки: моло­точек, наковальня и стремечко, соединенные между собой сустава­ми. Звуковые волны передаются через цепь слуховых косточек на мембрану овального окна, отделяющую внутреннее ухо от средне­го. Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слу­ховой (евстахиевой) трубы, через которую происходит выравнива­ние давления воздуха внутри среднего уха по отношению к наруж­ному атмосферному давлению.

Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости; оно отделено от среднего овальным и круглым окнами, затянутыми мембранами. В нем расположен спирально закрученный костный канал (улитка), образующий 2,5 витка вокруг стержня из губчатой костной ткани. Изнутри улитка разделена двумя мембранами (основной и рейснеровой) на три лестницы: вестибулярную, сред­нюю (улиточный канал) и барабанную. Вестибулярная и барабан­ная лестницы заполнены жидкостью, называемой перилимфой, а средняя — эндолимфой.

Волокна основной мембраны натянуты между костным стерж­нем и перепончатой частью улитки. У основания улитки волокна короткие, а к вершине их длина увеличивается. На основной мембране располагается кортиев орган, состоящий из рецепторных клеток, несущих на своей поверхности слуховые волоски (микро­ворсинки). Над волосковыми клетками, касаясь их вершин, нави­сает покровная мембрана, имеющая желеобразную консистенцию.

Звуковые колебания вызывают движение перилимфы и эндолимфы. Благодаря этому в зависимости от частоты и интенсивнос­ти звука происходит волнообразное движение основной мембраны. При этом волосковые клетки прикасаются к покровной пластинке и вследствие механического раздражения в них возникают нервные импульсы, которые по слуховому нерву проводятся к нервному центру в коре височной доли больших полушарий мозга. Сила зву­ка, измеряемая в децибелах (дБ), кодируется числом возбужден­ных нейронов и частотой их импульсации.

Согласно теории Г. Бекеши, основная мембрана жестче всего у основания улитки, т.е. там, где она уже. По направлению к верши­не ее жесткость постепенно уменьшается. При колебаниях мембра­ны волны «бегут» от ее основания к вершине. Градиент жесткости мембраны заставляет волны двигаться всегда от овального окна и никогда в обратном направлении. Высокочастотные колебания продвигаются на короткое расстояние и затухают, а низкочастот­ные волны распространяются далеко по мембране.

Слуховому анализатору присуще свойство адаптации. При дли­тельном действии сильных звуков его возбудимость понижается, а при длительном пребывании в тишине — повышается. Пороги слы­шимости изменяются с возрастом. В подростковом и юношеском возрасте (14—19 лет) острота слуха достигает максимума, а затем постепенно снижается. Во время обучения детей в школе необходи­мо проводить регулярное наблюдение за состоянием их слуха.

Чрезмерно сильные звуки вредны; их воздействие приводит к снижению слуха или к полной глухоте, вызывает психические нару­шения, снижает работоспособность, нарушает деятельность внут­ренних органов и особенно сердечно-сосудистой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: