Научная организация труда - это обеспечение максимальной эффективности обучения и восприятия учащихся при рациональном использовании времени, средств и сил педагога и ученика. Суть научной организации труда проявляется как в рациональной организации учебного процесса, так и в структурировании содержания и обучения и воспитания ученика. Результатом является уровень образованности и воспитанности учащихся.
Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих.
Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. В содержание общей культуры педагога входит прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т.д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной пед. деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педа. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.
|
|
42. Этапы формир. творч. самочувств. педагога-музыканта и культура пед. труда.
Творч. самочувств. – душевн. и телесн. сост. чел-ка, кот. благотворно влияет на творч. процесс. При этом чел-к достигает наиб. рез-тов в труде, нах-ся в сост. вдохновения, получ. наивысш. удовлетворение от работы, заряжает аудиторию своей энергией и получ. от нее наиб. отдачу. Внешне, со стороны, это состояние можно увидеть по физич. подтянутости, собранности, мобилизованности сил человека, особому блеску глаз.
|
|
Самочувств. педагога в общении во многом опосредуется творч. самочувствием уч-ся как объекто-субъектов пед. воздейств. Более того, творч. самочувствие в момент его взаимод. с классом основ. на органичном общении с уч-ся и опирается на творч. самочувствие ученического кол-ва.
Настройка на тв-во в непосредств. общении с детьми сложна и протек. у каждого по-своему. Больш. педагогов систематич. осущ. психологич. настройку на предст. урок, готовятся к встрече с детьми. Причем в этом процессе значит. роль отводится таким эмоционально значимым моментам, как мыслен. переживание предст. урока, мероприятия, выработка своего эмоц. отнош. к объектам деят-ти. Направления психологич. работы, кот. должен осущ. педагог для вызова творч. самочувств., разнообразны и охватывают его интеллект. и эмоциональн. сферы. Это - стремление мысленно пережить предстоящ. общение и через него вызвать необход. творч. настрой, кот. поможет почувствовать предст. деят-сть, как бы эмоц-но погрузиться в нее. Показательно для творч. процесса педагога стремление соотнести материал урока с собственным личным опытом, кот. помогает эмоц. осветить материал. Именно так материал приобр. необход. творч. привлекательность для самого учителя.
Основные направления работы по эмоциональной настройке перед уроком: обращение к материалу предст. деят-ти, поиск в нем нужных "манков" для творч. самочувствия; обращение к классу; поиск в предст. общении творч. подъема. Причем эти направления реализ. через поиск педагогом в себе самом необх. ч-тв и переживаний, напр. на предст.деятельность. Иначе говоря, педагог должен глубоко личностно осознать материал, заново увлечься давно знакомым и ощутить удовлетв. от предст. работы с классом.
Важную роль в выработке творч. самоч. педагога играет его стремление заранее найти внешн. формы выраж. своего эмоц. отнош. к учебн. мат-лу: соотв. жесты, мимику, интонацию.
Размышляя над тем, как лучше и ярче воплотить в уроке, в мероприятии свои мысли, ч-ва, педагог проникается атмосферой предст. деят-ти, настраив. на нее, ощущает ее контуры, ищет ср-ва передачи своего эмоц. отношения к деят-ти, причем не только формообразующ. (интонация, мимика и т. п.), но, что особенно важно, и содержательн. В содержательной инф-ции необход. выделить эмоц. ядро, а не огранич. только обдумыванием логики и док-ств.
Вызов и поддерж. творч. самочувств. в общении закрепл. найденными педагогом внешними формами выраж. своего эмоц-го сост.
Закрепл. формы выражения своего эмоц. состояния (она всегда корректир. непосредств. ситуацией воплощения) позволяет педагогу оперативн. и эффективн. действ. в меняющейся деят-сти общения и, что особенно важно, быстро и плодотворно настраив. на урок, ибо эти формы, энергично воспроизвод. педагогом, вызывают в его творч-ве "воспоминания" о живом процессе их поиска.
Продумывая свое появление в классе, начните с того, как вы должны появиться. Походка должна быть ровной.Любое ваше движение будет замечено. Глядя на вас, ребята должны почувствовать значимость того, о чем вы будете говорить. Не смотрите равнодушно на ребят, любой должен почувств., что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на ком-нибудь одном. Обращайте свой взгляд и на нескольких ребят. Если класс очень большой, выберите ребят в разных частях класса. Ваш взгляд не должен быть невыразит., стеклянным. Помните совет А. Ф. Кони о том, что размер волнения обратно пропорц. времени, затрач. на подготовку выступления.
|
|
Не нач. свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений. Помните, что главным психологич. фактором, кот. оказ. воздейств. на учеников, явл. вы, и они оцен., как вы одеты, как вы держитесь, как вы говорите, четко ли вы знаете то, о чем говорите.
Сложнейш. звеном процесса управл. творч. самочувств. явл. момент непосредств. перед общением с классом. Вся ранее проведенная работа по организац. творч. сост. дает здесь себя знать. В этот момент необход. собраться и направленно вызвать в себе творч. сост. Активатором такого состояния явл. сам педагог: он стимулирует себя к предст. работе через осознание ее целей и важности; намечает для себя новые цели и завис-ти, чтобы ощутить новизну, привл-сть для себя предстоящ. деяте-сти даже в незнакомом учебно-воспит. материале, осознать творч. хар-р предст. работы.