Научная организация труда педагога-музыканта и культура педагогического труда

Научная организация труда - это обеспечение максимальной эффективности обучения и восприятия учащихся при рациональном использовании времени, средств и сил педагога и ученика. Суть научной организации труда проявляется как в рациональной организации учебного процесса, так и в структурировании содержания и обучения и воспитания ученика. Результатом является уровень образованности и воспитанности учащихся.

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих.

Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. В содержание общей культуры педагога входит прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т.д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной пед. деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педа. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.


42. Этапы формир. творч. самочувств. педагога-музыканта и культура пед. труда.

Творч. самочувств. – душевн. и телесн. сост. чел-ка, кот. благотворно влияет на творч. процесс. При этом чел-к достигает наиб. рез-тов в труде, нах-ся в сост. вдохновения, получ. наивысш. удовлетворение от работы, заряжает аудиторию своей энергией и получ. от нее наиб. отдачу. Внешне, со стороны, это состояние можно увидеть по физич. подтянутости, собранности, мобилизованности сил человека, особому блеску глаз.

Самочувств. педагога в общении во многом опосредуется творч. самочувствием уч-ся как объекто-субъектов пед. воздейств. Более того, творч. самочувствие в момент его взаимод. с классом основ. на органичном общении с уч-ся и опирается на творч. самочувствие ученического кол-ва.

Настройка на тв-во в непосредств. общении с детьми сложна и протек. у каждого по-своему. Больш. педагогов систематич. осущ. психологич. настройку на предст. урок, готовятся к встрече с детьми. Причем в этом процессе значит. роль отводится таким эмоционально значимым моментам, как мыслен. переживание предст. урока, мероприятия, выработка своего эмоц. отнош. к объектам деят-ти. Направления психологич. работы, кот. должен осущ. педагог для вызова творч. самочувств., разнообразны и охватывают его интеллект. и эмоциональн. сферы. Это - стремление мысленно пережить предстоящ. общение и через него вызвать необход. творч. настрой, кот. поможет почувствовать предст. деят-сть, как бы эмоц-но погрузиться в нее. Показательно для творч. процесса педагога стремление соотнести материал урока с собственным личным опытом, кот. помогает эмоц. осветить материал. Именно так материал приобр. необход. творч. привлекательность для самого учителя.

Основные направления работы по эмоциональной настройке перед уроком: обращение к материалу предст. деят-ти, поиск в нем нужных "манков" для творч. самочувствия; обращение к классу; поиск в предст. общении творч. подъема. Причем эти направления реализ. через поиск педагогом в себе самом необх. ч-тв и переживаний, напр. на предст.деятельность. Иначе говоря, педагог должен глубоко личностно осознать материал, заново увлечься давно знакомым и ощутить удовлетв. от предст. работы с классом.

Важную роль в выработке творч. самоч. педагога играет его стремление заранее найти внешн. формы выраж. своего эмоц. отнош. к учебн. мат-лу: соотв. жесты, мимику, интонацию.

Размышляя над тем, как лучше и ярче воплотить в уроке, в мероприятии свои мысли, ч-ва, педагог проникается атмосферой предст. деят-ти, настраив. на нее, ощущает ее контуры, ищет ср-ва передачи своего эмоц. отношения к деят-ти, причем не только формообразующ. (интонация, мимика и т. п.), но, что особенно важно, и содержательн. В содержательной инф-ции необход. выделить эмоц. ядро, а не огранич. только обдумыванием логики и док-ств.

Вызов и поддерж. творч. самочувств. в общении закрепл. найденными педагогом внешними формами выраж. своего эмоц-го сост.

Закрепл. формы выражения своего эмоц. состояния (она всегда корректир. непосредств. ситуацией воплощения) позволяет педагогу оперативн. и эффективн. действ. в меняющейся деят-сти общения и, что особенно важно, быстро и плодотворно настраив. на урок, ибо эти формы, энергично воспроизвод. педагогом, вызывают в его творч-ве "воспоминания" о живом процессе их поиска.

Продумывая свое появление в классе, начните с того, как вы должны появиться. Походка должна быть ровной.Любое ваше движение будет замечено. Глядя на вас, ребята должны почувствовать значимость того, о чем вы будете говорить. Не смотрите равнодушно на ребят, любой должен почувств., что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на ком-нибудь одном. Обращайте свой взгляд и на нескольких ребят. Если класс очень большой, выберите ребят в разных частях класса. Ваш взгляд не должен быть невыразит., стеклянным. Помните совет А. Ф. Кони о том, что размер волнения обратно пропорц. времени, затрач. на подготовку выступления.

Не нач. свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений. Помните, что главным психологич. фактором, кот. оказ. воздейств. на учеников, явл. вы, и они оцен., как вы одеты, как вы держитесь, как вы говорите, четко ли вы знаете то, о чем говорите.

Сложнейш. звеном процесса управл. творч. самочувств. явл. момент непосредств. перед общением с классом. Вся ранее проведенная работа по организац. творч. сост. дает здесь себя знать. В этот момент необход. собраться и направленно вызвать в себе творч. сост. Активатором такого состояния явл. сам педагог: он стимулирует себя к предст. работе через осознание ее целей и важности; намечает для себя новые цели и завис-ти, чтобы ощутить новизну, привл-сть для себя предстоящ. деяте-сти даже в незнакомом учебно-воспит. материале, осознать творч. хар-р предст. работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: