Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
Цель: сформировать представление о педагогике как науке, теоретико-методологических основах современного образования; познакомить с особенностями медицинского образования на современном этапе.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- теоретико-методологические основы современного образования;
- основные педагогические концепции;
- основные тенденции развития общего и профессионального медицинского образования;
- сущность понятия «педагогика», её объект и предмет, основные функции и задачи педагогической науки;
- основные категории педагогики;
уметь:
- объяснять состояние общего и медицинского образования на современном этапе;
- анализировать педагогические концепции (концепция непрерывного образования, концепция интеграции; концепция технологизации);
- пользоваться понятийным аппаратом педагогики;
- использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
Информационный материал:
|
|
Педагогика – это наука о закономерностях обучения и воспитания.
Объект науки – та область действительности, которую изучает данная наука.
Предмет науки – особая точка зрения на объект.
Среди задач педагогики необходимо выделить следующие:
1. Изучение закономерностей в области обучения и воспитания.
2. Разработка и внедрение новых методов, форм, средств, систем обучения и воспитания.
3. Прогнозирование развития образования.
Базовыми категориями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие.
Воспитание, в широком социальном смысле, это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком «педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Обучение - специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание («руководство учением») — организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.
|
|
Образование – как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат — достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Развитие— процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Данный процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых, объективное, стихийное влияние среды) факторов.
Функции педагогики:
♦ аналитическая:
•теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;
•анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;
♦ прогностическая – обеспечение:
• научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;
• эффективного управления;
♦ проективно – конструктивная:
• разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;
• внедрение результатов педагогических исследований в практику;
• научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.