Табл. 1. Развитие предмета психологии в истории психологии.
Хронология | Предмет изучения | Важнейшие итоги |
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ | ||
VI в. до н.э. - V в. | Душа | Формирование двух направлений – материализма и идеализма – в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души |
V – XIII вв. | Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний | Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования |
XIV – XVI вв. | Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV – XVI вв. | Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология» |
XVII – сер. XIX вв. | Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания | Формирование эмпирической, интроспективной и ассоцианистской психологии. Понятие о бессознательной психике |
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ | ||
Нач. XIX – 60-е гг. XIX вв. | Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов | Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе |
60-е гг. XIX вв. – конец XIX в. | Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении | Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии |
10-е гг. – сер. 30-х гг. XX вв. | Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функций. Психологическое исследование деятельности | Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм» |
Конец 30-х гг. – 50-е гг. XX вв. | Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода | Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии |
60-е гг. XX вв. – конец XX вв. | Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность. | Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по предметам бессознательного, общения и др. |