1. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:
а) психоанализ;
б) гештальтпсихология;
в) бихевиоризм;
г) гуманистическая психология.
2. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:
а) детерминизма;
б) развития;
в) активности;
г) системности.
3. Методологической основой бихевиоризма является:
а) пантеизм;
б) позитивизм;
в) неотомизм;
г) редукционизм.
4. Философское направление, согласно которому наука должна описывать только непосредственно наблюдаемые факты, называется:
а) редукционизм;
б) феноменология;
в) позитивизм;
г) прагматизм.
5. Методология бихевиоризма тесно связана:
а) с иррационализмом;
б) с механистическим пониманием поведения;
в) с футуризмом;
г) с эволюционизмом.
6. Кто ввел термин бихевиоризм:
а) Дж. Уотсон;
б) И.П. Павлов;
в) Г. Олпорт;
г) Б. Скиннер.
7. За единицу поведения Дж. Уотсон принял:
а) неразложимый на более мелкие составляющие поведенческий акт;
б) направленное на конкретную цель и достигающее ее поведение;
в) отношение «стимул-реакция»;
г) мотивированный акт поведения.
8. Позитивное значение бихевиоризма описывается всеми утверждениями КРОМЕ одного:
а) прояснил объективным методом глубинные проблемы сознания;
б) вывел психологию на естественнонаучные позиции;
в) ввел в психологию объективный метод;
в) разработал проблемы выработки навыков, научения и т.д.
9. Ответ на какой вопрос НАИМЕНЕЕ важен для бихевиоризма:
а) почему?
б) кто?
в) что?
г) где?
10. Как называется нейтральный стимул в теории классического обусловливания:
а) безусловный;
б) условный;
в) первичный;
г) вторичный.
11. Рефлекс в ответ на безусловный стимул называется:
а) безусловный ответ;
б) условный ответ;
в) безусловный стимул;
г) условный стимул.
12. Поведение птицы, каждое утро прилетающей к окну, если вы высунете руку с хлебом – это:
а) безусловный ответ;
б) условный ответ;
в) первичный ответ;
г) вторичный ответ.
13. Мальчик, впервые увидевший бананы, съел их много и его вырвало. После этого его около года тошнило при запахе банана, виде банановой корки и просто при слове «банан». Эта реакция – пример:
а) условного ответа;
б) безусловного ответа;
в) условного стимула;
г) безусловного стимула.
14. Выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб и продолжается до тех пор, пока одна из них не приведет к успеху согласно принципу:
а) активности;
б) диадического взаимодействия;
в) проб и ошибок;
г) рефлекторной дуги.
15. Представление о поведении как совокупности эмоциональных и вербальных реакций лежит в основе концепции психики:
а) бихевиористской;
б) психоаналитической;
в) культурно-исторической;
г) когнитивистской.
16. Самый простой вид научения – это:
а) привыкание;
б) классическое обусловливание;
в) оперантное обусловливание;
г) комплексное научение.
17. Когда ранее приобретенный индивидуальный опыт влияет на последующее его формирование, мы говорим:
а) об инсайте;
б) о латентном научении
в) о переносе;
г) об имитации.
18. Формирование нового поведения путем воспроизводства чужих действий принято называть:
а) запечатлением;
б) переносом;
в) имитацией;
г) социальной дистанцией.
19. Обнаружение у предмета новых свойств, имеющих значение для его жизнедеятельности, и их усвоение – это:
а) научение навыкам;
б) научение действиям;
в) сенсомоторное научение;
г) научение знаниям.
20. Моторное и ассоциативное научение соотносятся как:
а) рядоположенные понятия;
б) целое – часть;
в) род – вид;
г) понятия, между которыми функциональные отношения.
21. Положение необихевиоризма о том, что новая двигательная реакция закрепляется благодаря освобождению организма от потребности, нарушившей его равновесие, основывается на принципе:
а) постоянства;
б) удовольствия;
в) гомеостаза;
г) реальности.
22. Широко использовался в бихевиоризме для объяснения научения как вероятностного процесса метод:
а) инсайта;
б) проб и ошибок;
в) инструкции;
г) объяснения.
23. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, известно как:
а) импринтинг;
б) условно-рефлекторное научение;
в) оперантное научение;
г) викарное научение.
24. Научение как изменение поведения, внешних реакций на меняющиеся стимулы в зарубежной психологии анализировал:
а) Я.А. Коменский;
б) И. Гербарт;
в) Б. Скиннер;
г) К. Коффка.
25. Сущность научения как усвоения человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями, трактуется в теориях научения:
а) ассоциативных;
б) условно-рефлекторных;
в) знаковых;
г) операциональных.
26. Проблемы усвоения социального опыта как процесса, происходящего между стимулом и реакцией, исследуются в рамках подхода:
а) бихевиористского;
б) когнитивного;
в) факторного;
г) функционалистского.
27. Работы Э. Торндайка можно классифицировать в рамках теорий учения:
а) бихевиористских;
б) когнитивных;
в) деятельностных;
г) ассоциативных.
28. Автором закона эффекта является:
а) Э. Торндайк;
б) Б. Скиннер;
в) Г. Эббингауз;
г) Дж. Брунер.
29. Если при одновременном действии нескольких раздражителей один из них вызывает реакцию, то остальные также приобретают способность вызывать данную реакцию согласно закону:
а) экономии;
б) Эммерта;
в) ассоциативного сдвига;
г) готовности.
30. «Любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней так, что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта,» - так Торндайк сформулировал закон:
а) эффекта;
б) Эммерта;
в) ассоциативного сдвига;
г) готовности.
31. В отличие от классического (павловского) обусловливания, оперантное обусловливание определяется Б. Скиннером как:
а) обусловливание с использованием технических приспособлений;
б) обусловливание посредством специальных экспериментальных и терапевтических процедур;
в) обусловливание событиями, которые последуют за реакцией;
г) обусловливание стимулом, выявляющим реакцию.
32. Распространение результата научения в одной ситуации на другие похожие ситуации называется:
а) приобретение;
б) генерализация;
в) экстраполяция;
г) перенос.
33. Сформулированный Э. Торндайком «закон эффекта» гласит:
а) усилия по достижению цели пропорциональны предвосхищаемому эффекту ее достижения;
б) эффективность поведения обратно пропорциональна степени тревожности исполнения;
в) приводящее к положительному результату поведение закрепляется, не приводящее – ослабляется;
г) мерой эффективности поведения служит строгое следование заданным в опыте паттернам успеха.
34. Викарное обусловливание (научение) – это понятие, описывающее:
а) изменения поведения на основе рационализации;
б) способ формирования и переформирования поведения на основе контроля исполнения;
в) научение методом поощрения – наказания;
г) формирование поведения на основе образцов поведения других людей как условного стимула.