Тема 3. Современные педагогические технологии

Цель изучения темы – рассмотреть современные педаго­гические технологии в их разнообразии.

Задачи изучения темы:

1) выявить основные качества современных педагогических технологий;

2) рассмотреть научные подходы к классификации педагогиче­ских технологий;

3) изучить наиболее известные сегодня технологии в классифи­кации на основе направления модернизации педа­гогической системы.

Объем темы: 10 часов.

Содержание темы:

Общая характеристика педагогических технологий. Ос­новные качества современных технологий. Проблема типологии педагогических технологий.

Научные подходы к классификации педагогических техно­логий (по уровню применения, по философской основе, по ме­тодологическому подходу, по ведущему фактору развития лич­ности, по научной концепции передачи и освоения опыта, по ориентации на личностные сферы и структуры индивида, по ха­рактеру содержания и структуры, по типу управления педагоги­ческим процессом, по преобладающим методам обучения и вос­питания, по организационным формам, по средствам обучения, по подходу к ребенку и характеру воспитательных взаимодейст­вий, по направлению модернизации педагогической системы, по категории воспитанников и обучаемых). Обзор технологий в классификации на основе направления модернизации педагоги­ческой системы:

- педагогические технологии на основе гуманизации и демо­кратизации педагогических отношений (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.);

- педагогические технологии на основе активизации и ин­тенсификации деятельности учащихся (проблемное обу­чение, игровые технологии, технология обучения на ос­нове конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, тех­нология организации развивающих видов деятельности школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В. Репкин и др.), технология организации коллективной творческой деятельности (М.Д. Виноградова, И.Б. Пер­вин, В.В. Рубцов, В.П. Тарантей и др.), коммуникативное обучение Е.И. Пассова, мультимедийные технологии и др.);

- педагогические технологии на основе эффективной орга­низации и управления процессом обучения (программи­рованное обучение (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик, И.Н. Зака­това), технологии индивидуализации обучения (А.С. Гра­ницкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опере­жающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой, группо­вые и коллективные способы обучения (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко), информационные технологии и др.);

- педагогические технологии на основе методического усо­вершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (интегральная технология П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова и др.);

- педагогические технологии на основе усиления соци­ально-воспитательных функций образовательных учре­ждений (технология адаптивной школы, здоровьесбере­гающие технологии (Б.П. и Л.А. Никитины, В.Ф. Базар­ный, Г.П. и Е.В. Воронковы, А.Ф. Пазухин, Л.Е. Бычкова и др.);

- технологии на основе усиления социально-воспитатель­ных функций педагоги­ческих процессов (технологии ор­ганизации досуговой деятельно­сти, технологии форми­рования образовательной среды и др.);

- альтернативные технологии (вальдорфская педагогика Р. Штайнера, техноло­гия свободного труда С. Френе, технология вероятностного образо­вания А.М. Лобка, технология коллективной мыследеятельности (Г.П. Щед­ровицкий, К.Я. Вазина), технология учебного проектиро­вания, технология педагогических мастерских и др.);

- целостные авторские школы («Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова и Л.Н. Погодиной, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, школа–парк М.А. Балабана, агрошкола А.А. Католикова и др.).

Перспективные направления развития педагогической технологии как науч­ной дисциплины.

Методы: лекция, семинарские занятия.

Литература: 1-4, 7-14, 16, 17, 19-27, 29, 33, 35-40, 42-48, 50, 52-56, 58-61, 63-79, 83.

Вопросы для самопроверки:

1) Какие подходы к классификации педагогических технологий вы знаете?

2) Перечислите известные вам классификации педагогических технологий.

3) Опишите одну из известных Вам классификаций педагогиче­ских технологий.

4) Охарактеризуйте педагогические технологии на основе мето­дического усовер­шенствования и дидактического ре­конструирования учебного материала

5) Опишите известные Вам технологии на основе усиления соци­ально-воспитатель­ных функций педагогических процес­сов. В чем их специфика?

6) Охарактеризуйте педагогические технологии на основе гума­низации и демократи­зации педагогических отношений

7) Раскройте сущность педагогических технологий на основе активизации и интен­сификации деятельности учащихся.

8) Почему альтернативные технологии так называются? Охарак­теризуйте те из них, которые известны Вам.

9) В чём заключается сущность педагогических технологий на основе эффектив­ной организации и управления процессом обучения?

10) Охарактеризуйте педагогические технологии авторских школ (на выбор).

11) Как вы оцениваете перспективы развития педагогической технологии как науч­ной дисциплины?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Напишите аннотацию на книгу В.Ф. Шаталова «Куда и как исчезли тройки» (М.: Педагогика, 1979).

2) Разработайте собственный проект применения одной из изу­ченных Вами педаго­гических технологий в условиях отече­ственной образовательной прак­тики. Структура проекта должна иметь следующий вид:

1. тип образовательного учреждения, на которое ориен­тирована техноло­гия;

2. возраст детей и их количество;

3. форма организации педагогического процесса, назва­ние, время примене­ния;

4. цели, которые ставит перед собой педагог (образова­тельные, воспита­тельные, развивающие;

5. методы осуществления педагогического процесса, рас­крывающие специ­фику избранной педагогической технологии.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Коммуника­тивная технология изучения иностранного языка Е.И. Пассова».

2) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффектив­ность учебного портфолио как новой формы кон­троля и оценки достижений учащихся».

3) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффектив­ность технологии обучения по методу проектов в современной российской школе».

4) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффектив­ность технологии уровневой дифференциации в современной российской школе».

5) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффектив­ность технологии педагогических мастерских в условиях современной российской школы».

6) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Возможно­сти технологии учебного проектирования в усло­виях современной российской школы».

7) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Современ­ные технологии оценивания деятельности уча­щихся».

8) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Возможно­сти информационных технологий в повышении творческого потенциала школьников».

9) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффектив­ность современных технологий работы школы с семьей».

10) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Модель организации воспитательной работы в школе В.А. Караков­ского».

11) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Модель работы школы С. Френе».

12) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Модель работы школы А. Нила».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: