Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
· первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
· различение хороших и плохих поступков;
· представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
· элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
· уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
· установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· бережное, гуманное отношение ко всему живому;
· знание правил этики, культуры речи;
· стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
· представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
· отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
· представления о душевной и физической красоте человека;
· формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
· интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
· интерес к занятиям художественным творчеством;
· стремление к опрятному внешнему виду;
· отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов | Беседы, экскурсии, путешествия, участие в творческих конкурсах, литературно-музыкальные гостиные, художественные выставки, отражающие традиции народов России. | ||
Ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций (с согласия родителей) | Экскурсии, участие в подготовке праздников, встречи с религиозными представителями. | |||
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков, нравственное поведение в коллективе | Урок этики, беседы, классные часы, просмотр фильмов, тематические мероприятия, коллективные игры, проведение совместных мероприятий старших и младших школьников. | |||
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия семьи и школы | Беседы, создание генеалогического древа, открытые семейные праздники, совместные поездки, творческие проекты, спортивные соревнования | |||
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях, этического отношения к природе в культуре народов России | Беседы, классные часы, просмотр кинофильмов. | ||
Получение первоначального опыта непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотное поведение | Экскурсии, туристические слеты и походы, прогулки. | |||
Получение опыта участия в природоохранной деятельности | Благоустройство пришкольной территории, экологические акции, подкормка птиц, участие в реализации экологических проектов, создание питомников. | |||
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой | Уход за животными и растениями. | |||