Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Диагностика — важнейший компонент социальной технологии: цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ.
Алгоритм процедур типовой технологии:
· ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
· измерение и анализ показателей;
· формулирование и оформление выводов, заключение, постановка социального диагноза.
Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:
· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;
· уточнение социальной ситуации развития;
· определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);
· ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.
Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т. п.
В своей работе социальный педагог использует широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.
Наблюдение метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности.
Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.
Анкетирование метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.
Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего