Исходная философская проблема

Уже на первых этапах развития философии начинают формироваться собственно философские проблемы. В число первых вопросов, которые ставят философы относительно мира, входят такие: Почему существует этот мир? Почему вообще что-то существует? Почему существует нечто, а не ничто?

Эти вопросы связаны с наиболее фундаментальной исходной философской проблемой соотношения бытия и небытия.

Дадим определение философским понятиям (категориям) "бытие" и "небытие".

Бытие - 1) существование чего-либо; 2) существующая реальность; 3) все реально существующее.

Небытие - 1) отсутствие чего-либо; 2) несуществующая реальность; 3) все реально несуществующее.

Проблема отношения бытия и небытия в истории философии имела два принципиально противоположных решения. Это позволяет говорить о су­ществовании двух различных философских парадигм (речь идет о больших общностях философов, чем направления):

1) философия бытия,

2) философия небытия.

Философия бытия решает исходную философскую проблему следующим образом: изначальным является бытие, небытие производив. При этом бытие может быть как материальным, так и духовным (идеальным). Крайних взглядов здесь придерживался древнегреческий философ Парменид (VI - V вв. до н.э.). Он говорил: «Существует только бытие, небытия нет». В средневековье представители катафатического (положительного) богословия утверждали, что вечное абсолютное бытие - Бог. В марксистской философии признается существование относительного небытия, однако абсолютным является только бытие - материя.

Общая формула философии бытия: "Из ничего не возникает нечто". Подавляющее большинство философов стоит на позициях философии бытия.

Философия небытия исходную философскую проблему решает так: небытие порождает бытие. Крайней точкой зрения в этой парадигме является позиция философского нигилизма, который отрицает наличие бытия. Так, (древнегречекий философ Горгий (V - IV вв. до н.э.) говорил: «Все


существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна (II в. н.э.) утверждал: «Весь мир есть пустота ("шунья")». В средневековой философии сторонники апофатического (отрицательного) богословия отождествляли Божество и Ничто. В XX веке немецкий философ-экзистенциалист Хаидеггер полагал, что основанием существования человека служит Ничто.

Общая формула философии небытия: "Все из ничего".

Наряду с этим есть философы и учения, которые занимают
промежуточное положение между указанными философскими парадигмами.
Это, например, древнегреческий философ Демокрит (V - IV вв. до н.э.),
который считал, что основой всего является, с одной стороны, бытие -
вещественные атомы, с другой стороны, небытие - пустое пространство.
В Древнем Китае философия даосизма говорит о том, что «бытие рождается из
небытия, а небытие из бытия». Немецкий философ Гегель

(XVIII - XIX вв.) утверждал, что исходными являются две логические формы - категории «чистое бытие» и «ничто».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: