Биографическая справка: Борис Годунов (1552-1605 гг.)
По отзывам современников, Борис Годунов обладал выдающимися способностями государственного деятеля. Выдвинулся при Иване Грозном, участвовал в опричнине, по сути был правителем при слабоумном царе Фёдоре Ивановиче. Был первым избранным Земским собором царем, что у многих вызывало к нему отрицательное отношение как к «неприродному царю». Придя к власти в 1598 г. после смерти последнего из династии Рюриковичей бездетного царя Фёдора Ивановича, Борис Годунов расправился со своими конкурентами из боярской оппозиции: сослал бояр Романовых.
Во внутренней политике Борис Годунов, стремясь к консолидации господствующего класса, учитывал интересы служилого дворянства и некоторые требования верхов посада. Боролся с неурожаями 1601-1603 гг., раздавал хлеб из царских закромов, но не смог предотвратить голод и всплеск социального недовольства (восстание под предводительством Хлопка). Построил много новых городов, крепостей, продвинув засечную черту на юг.
Во внешней политике ему удалось частично ликвидировать последствия Ливонской войны (в 1595 г. по Тявзинскому миру России были возвращены некоторые районы, захваченные Швецией). Его стараниями в конце XVI в. значительно укрепились русские позиции на Северном Кавказе, в Закавказье, Заволжье. Резко возросла внешняя торговля (через Архангельск и по Волге). Избрание Бориса Годунова царём сопровождалось рядом льгот (прежде всего уездному дворянству). Он первым стал посылать боярских и дворянских детей на учебу за границу, приглашать иноземных ученых в Москву, но его попытки установить культурные связи с Западной Европой оказались безуспешными. Ему приписывали причастность к «угличскому делу» — гибели царевича Дмитрия — младшего сына Ивана Грозного как конкурента на престол. Слабость правительства Бориса Годунова выявилась и в невозможности справиться с нараставшим движением народных масс, с одной стороны, и дворянства южных районов страны — с другой. В разгар борьбы с Лжедмитрием I Борис Годунов скоропостижно умер. Царём был провозглашен его сын —- Фёдор. Но в результате восстания горожан Москвы правительство Годуновых было свергнуто, и Фёдор был убит. Таким образом, в ходе царствования Бориса Годунова сложились основные предпосылки Смуты в России.
К1. Время жизни исторического деятеля:
Задание 1. Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по К1:
начало XVII в. |
1.1. Время жизни Бориса Годунова: вторая половина XVI в.
1.2. Борис Годунов жил в начале XVII в.
1.3. Борис Годунов правил с 1598 по 1605 гг.
1.4. Время жизни Бориса Годунова XVI в.
К2. Основные направления деятельности:
Задание 2. На основе биографических данных Бориса Годунова охарактеризуйте каждое направление его деятельности (приведите примеры, факты, события).
— расправа с боярской оппозицией: _____________________________________
— попытки стабилизировать положение в стране:
— внешняя политика:
— попытки ликвидировать культурную отсталость России:
борьба с Лжедмитрием I:
КЗ. Характеристика результатов деятельности:
Задание 3. Охарактеризуйте результаты деятельности Бориса Годунова в соответ
ствии с критерием КЗ.
Результаты деятельности:_________________________________________
Задание 4. Напишите сочинение о Борисе Годунове по критериям задания Сб.
Борис Годунов
Биографическая справка: Симеон Полоцкий (1629 -1680 гг.)
Известный белорусский просветитель, богослов, поэт, драматург, переводчик.
Учился в Киево-Могилянской коллегии. При посещении Полоцка Алексеем Михайловичем ему удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения. В 1664 г. он отправился в Москву, где царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел. Он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона. По уполномочию Восточных патриархов, Симеон произнёс перед царём речь о необходимости повысить уровень образования в Московском государстве. В 1667 г. назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича.
Кроме наставничества у царевичей, Симеон Полоцкий в это время активно работает на государевой службе, составляет речи для Алексея Михайловича, пишет торжественные объявления и проекты царских указов. Симеон Полоцкий является ключевой фигурой среди инициаторов создания первого в Москве высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии. С 1667 г. Симеон, в период воспитания царевичей, пишет для них специально несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий объединил все знания, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. Эти труды были для того времени серьезнейшими источниками обучения, которые впоследствии еще долго использовались в цер-ковно-светском обучении детей.
Симеон Полоцкий был одним из первых русскоязычных поэтов, автор силлабических виршей (стихов) на церковнославянском и польском языках, пронизанных любовью к родной земле — Полоччине и Витебщине, а также двух комедий, школьных драм для придворного театра Алексея Михайловича.
До потомков дошли два больших сборника стихотворений Симеона Полоцкого: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион, или Стихослов». Первый сборник называли энциклопедией, из которой черпали знания по самым разнообразным вопросам жизни. Во второй сборник были включены драматические пьесы, которые ставились в придворных театрах Москвы.
К1. Время жизни исторического деятеля:
Задание 1. Укажите даты жизни Симеона Полоцкого в соответствии с критерием К1:
1.1. С.Полоцкий жил в__ -х —___ гг. XVII в.
1.2. С.Полоцкий жил в_______ XVII в.
1.3. Современником Симеона Полоцкого был царь_____________________,
следовательно, он жил в_____________ XVII в.
1.4. С.Полоцкий участвовал в низложении Никона, что происходило в_____
годах XVII в.
К2. Основные направления деятельности:
Задание 2. На основе приведенных примеров, фактов, событий из биографических данных Симеона Полоцкого сформулируйте основные направления его деятельности.
—____________________: участвовал в обучении подьячих Приказа тайных
дел, был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии, воспитателем детей Алексея Михайловича
—____________________: автор стихотворных сборников «Вертоград много
цветный» и «Рифмологион, или Стихослов», книг для чтения религиозного содер
жания «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и
ответов катехизических», драматических пьес
КЗ. Характеристика результатов деятельности:
Задание 3. На основе биографических данных сформулируйте и запишите результаты деятельности Симеона Полоцкого.
Результаты деятельности:_________________________________________
Задание 4. Напишите сочинение о Симеоне Полоцком по критериям задания Сб.