Тут псалтирь рифмотворная 17 страница

Видел я, российские червонцы состроены манером и мастерством самые чистые, а существом уронены, ибо во иных золото плохо и в запарку* нейдет, а надобно, чтоб и в сусальное золото годны были без прожигания.

А и серебряные деньги хотя и не надлежит их во иные земли отпускать, однако лучше их делать из самого ж чистого серебра, чтоб они против цареивановских денежек чистотою были или бы и лучше, дабы в роды родов имя Его И. В. и меж поселян славилось чистотою серебра в деньгах.

И таковые деньги надлежит в торгах русских иметь, за рубеж же отнюдь их не отпускать, за рубеж одни токмо червонцы отпускать.

Подобно и медные деньги надлежит делать из чистой ж меди без примеси серебра и без закраски временной, чтобы ей снова являться яко серебряной, потом же, яко медной, но надобно их устроить, яко какая из дела выйдет, такова б и во веки веков была неизменна.

И делать бы их не по-иноземчески, по цене меди, но по изволению Его И. В. Мне мнится, что медные деньги можно делать гривенники весом по золотнику, а алтынники по полузолотника, а копейки по четверти золотника.

И если кто скажет мне: для чего в дробных копейках золотник меди пойдет по четыре копейки, а в алтынниках по шести копеек, а в гривенниках по десяти копеек?

Ответствую: мы не иноземцы, не меди цену исчисляем, но имя царя своего величаем, нам не медь дорога, но дорого его царское именование, того ради мы не вес в них числим, но исчисляем начертание на ней. Есть первого выхода денежки весом по полтора золотника, то она еще весом и тяжела, однако и за копейку никогда не пойдет, а на какой цате* золотниковой начертание будет гривенное, то она за гривну и ходить будет. И посему разумей, что у нас не вес имеет силу, но царская воля.

У иноземцев короли власти таковой не имеют, яко народ, и того ради короли их не могут по своей воле что сотворить, но самовластны у них подданные их, а более купецкие люди. И те купцы по купечеству своему товар в деньгах числят, а королевскую персону полагают на них вместо свидетеля, что та цата имеет в себе столько товара, за что она идет.

И по нашему простому разумению, то стало быть королю бесчестье, а не честь, что не по имени его деньги в себе силу имеют, но по купеческой цене.

И те иноземцы хотят то учинить, чтоб и у нас в Руси деньги были по цене в них положенного товара, и того ради призывают в медные деньги часть серебра, дабы стоила материалом своим того, за сколько ей ходить.

И мне мнится, тот их совет вельми нам непристоен, понеже у нас самый властительный и всецелый монарх, а не аристократ, и не демократ. И того ради мы не серебро почитаем и не медь ценим, но нам честно и сильно именование Его И. В.

У нас столь сильно его пресветлого в-ва слово, если б повелел на медной золотниковой цате положить рублевое начертание, то бы она за рубль и ходить в торгах стала во веки веков неизменно.

А в тех сумесных деньгах первый главный и несносный нам, верным Его И. В. рабам, порок, что по цене в деньгах товара снижает Его Ц. В. именование.

Другой в них будет порок, что вложенное в них серебро ни за что погибает.

Третий порок, что воровским деньгам будет великое предводительство, что уже и явилось.

В деньгах так надобно ухитрить, чтобы они не токмо Ц. В., но и всему б народу полезны были и чтоб никто воровски сделать их не мог.

Нам всем надобно вымышлять и стараться о том, как бы воровство и всякие неправды из народа истребить и правду насадить и всякий порок от российского народа отлучить.

И те вышеупомянутые деньги с примесом серебра не успели начаться, уж и воровские появились. И я, присмотрев их, в том же году две копейки да алтынник воровской увидел и, взяв их к себе, доношение о них написал, по два дня ходил я к господину Алексею Васильевичу Макарову и получить не мог, чтобы то доношение вручить ему, понеже в то время поход был Ц. В. в Заонежье к лекарственным водам. И я, видя то, съехал в Новгород, и за тем то доношение и замешкалось.

И если те с примесом серебра деньги не изменятся, то весьма воровства много в народе будет, а если от воровства убежать и прибыли в деньгах поискать, то можно делать из самой чистой меди деньги легкие.

И если Его И. В. изволение таковое будет, чтоб ради пополнения казны и ради всенародной пользы делать из золотника меди по 4 копейки, то из фунта будет их три рубля двадцать восемь алтын, а из пуда 153 рубля двадцать алтын, а алтынников по два из золотника делать, то из фунта будет их пять рублей двадцать пять алтын с копейкою, а из пуда выйдет их 230 рублей четыре гривны; а гривенников по одному из золотника, то из фунта будет их девять рублей двадцать алтын, а из пуда будет их 384 рубля.

И по тому развесу, если пуд меди переделать в копейки, то прибыли у пуда будет сто сорок рублей, а алтынников у пуда прибыли будет 220 рублей, а у пуда же гривенников прибыли будет 370 рублей. И в год если меди переделать 10.000 пудов и в том числе пять тысяч пудов переделать в копейки, то прибыли у них в год будет 700.000 рублей.

А в алтынники если переделать три тысячи пудов, то прибыли у них будет 660.000 рублей.

А в гривенники если переделать две тысячи пудов, то будет у них прибыли 370.000 рублей.

И всего у десяти тысяч пудов меди за всеми расходами будет прибыли 1.840.000 рублей.

И ради истребления воровства прежние медные деньги надлежит все переделать в такие же деньги, то сверх прежней прибыли будет и от них приплоду миллиона три-четыре или больше. А если старых не переделать, то воровства из них не искоренить, понеже много в них явилось отливных, и буде их не окончить, то и впредь отливать их будут, а сиих новых денег ни отлить, ни напечатать воровски будет невозможно.

К сему же если и серебряные все старые дробные копейки переплавить на костях насухо и переделать их в полтинные и рублевые монеты, то и у них прибыли будет немалое число.

И мое мнение лежит не об одних токмо деньгах, но и о всякой вещи, коя носит на себе царя нашего имя, то надлежит ей быть самой чистой и честной.

Того бо ради и о вине предъявил, чтобы держать и продавать на кружечных дворах самое чистое и честное вино, чтобы и в домах мало такого обреталось.

Також-де и прочие питья, кои под именем царским, были б самые добрые, несравненно с домовыми питьями вкусом и чистотою. И светлицы бы питейные были светлые и уборные и ни малой гнусности в них бы не было, потому что все питейные продажи носят на себе имя царское. И по такому именованию надлежит быть ему честным, а не бесчестным и людям упившимся было бы в них охранение, а ограбления при них ни малого б не было, а у нас все сие противно делается. И при кабаках и зернщиков* отнюдь не надобно, кроме караульщиков и охранителей. И посуда бы была добрая и чистая, а буде кой офицер или солдат, выпив питье, да сосуд бросит о землю и разобьет, то таковых надлежит штрафовать с нескудным наказанием, чтоб такова дому питейному поругания и обиды не чинили.

Так надобно кабаки устроить, буде кто, путем идучи днем или ночью, что до кабака дошел, то уже бы беспечен был.

И если и товар случится какой царский, то и товару тому надлежит быть лучше прочих товаров. А если какой товар лучше простолюдинского не будет, то не надобно и нарицать его царским, но такие товары купецким людям держать, а не царю.

Царь судья и подобен он Богу. Того бо ради и всякой вещи за имя царское от мирских нельзя быть не отличной, ибо и в суде у царя, яко у Бога, нет лица ни богатому, ни убогому, ни сильному, ни маломочному, всем суд един, и то стал быть суд Божий. А когда денежное дело серебряных и медных денег обновится, к тому ж и таможенные сборы и питейная продажа изменится, то, я чаю, на самую малую меру миллиона по три и по четыре на год сверх нынешних настоящих сборов приходить будет.

Если все вышепоказанные дела исправятся и утвердятся, то я крепко на Божью милость надежен и его и. в. на каждый год миллионов по пяти-шести и больше сверх нынешних сборов приходить будет. И если его ц. в. изволение будет, чтобы все сие предложенное мое мнение в дело произвести так, как упомянул ранее о духовных делах и о воинских, о судейских и о купецких, о ремесленных и о истреблении разбойников и удержании беглых людей, о земляных делах, о крестьянстве и о нетрудном умножении и собрании Его Ц. В. казны, то я, за Божьей помощью, без сомнения могу сказать, что вся наша великая Россия обновится как в духовности, так и во гражданстве и не токмо одни царские сокровища наполнятся, но и все жители российские обогатятся и прославятся. А если и военное дело обновится, то не токмо единою славою прославится, но и страшна всем окрестным государствам будет. Аминь.

И сие мнения моего изъявительное писание о истреблении всякой великой и малой неправды и неисправностей и о насаждении прямой правды и справедливости, насколько меня Бог помощью своей ниспослал, все написал, без пристрастия. И предлагаю на рассуждение токмо единого высокопарного белого орла, явного правдолюбца, императора всероссийского, Петра Великого, истинного самодержца и столпа незыблемого. О сем же свидетель мне есть Бог, что я не себя ради сие писал, но токмо ревность моя понудила меня на сие дело.

И так пламень любви к Его Ц. В. воспалился во мне, что никакая нужда пресечь не могла, ибо хотя и не велика сия книжица, однако едва от многих сует своих в три лета ее совершил. Хотя и многократно переписывал ее, однако никому не зрима была, так как всячески скрывался, дабы в народ не произнеслось сие мое предложение.

И ныне все усердно твоего милосердия прошу, дабы имя мое сокровенно от сильных лиц было, более же от не любящих правду, понеже писал, не слагая им. Более же да будет воля Божия и твоя превысокая царская воля во мне. Аминь.

Яко если кто восхочет Богу угодить, тот не может мамоне* услужить.

Ничем же разнствует, если кто и царю верно потщится услужить, тот всему миру станет ненавистен.

Всенижайший и мизернейший раб, правды же всеусердный желатель, Иван Посошков, утаено от зрения людского трехлетним трудом написав, Твоему Царскому Величеству предлагаю. Аминь.

1724-го году, февраля 24.

Словарь

Алтын - 3 копейки.

Алтынник - скупец, скряга, взяточник.

Аптекарская водка - настойка на травах.

Аршин - мера длины, равная 71,12 см.

Астерия - гостиница, трактир, питейный дом.

Батоги - палка, прут, употреблявшиеся для телесного наказания.

Белец - священник.

Берковец - мера торгового веса, равная 10 пудам.

Бить - тонкая расплющенная золотая или серебряная проволока, употребляемая в золотошвейном производстве.

Благословенный кус - установленная часть.

Блат - грязь.

Блядословие - богохульство, пустословие.

Бобыль - безземельный, бестяглый крестьянин.

Брызгун - уклоняющийся от службы (от брызнуть - в значении разлететься в разные стороны, стремительно убежать).

Бузун - соль самосадочная, выпадающая в соленых озерах.

Бумазея - хлопчатобумажная теплая ткань с начесом.

Бытность - реальные условия жизни.

Валовой писец - межевщик.

Варя - варево, похлебка; количество, которое варится за один раз.

Вера (на кресте) - присяга, клятва, скрепляемая целованием креста.

Вервь - веревка.

Возгремети - загрохотать, загреметь.

Возгри - мокрота, сопли.

Вохра - желтая земляная краска.

Втуне - бесплодно, напрасно.

Выведать - узнать, получить сведения о чем-либо.

Выезжий - прибывший на службу из-за рубежа.

Выпись - таможенный документ об уплате пошлин.

Высидеть - приготовить посредством перегонки (вино), выкурить.

Вящий - большой по силе, величине.

Гарус - шерстяная пряжа и ткань из этой пряжи.

Голубец - голубая краска; бакан - красная краска.

Гривна (гривенник) - серебряная монета в 10 копеек.

Грош (грошевик) - медная монета достоинством в 4 деньги, или 2 копейки.

Гуляк - человек без постоянного места жительства, бродяга.

Гулять - проводить время в праздности, бездельничать.

Дача - земельный участок.

Деловой человек - категория зависимых людей, владеющих каким-либо ремеслом, не обрабатывающих землю или не имеющих своей земли.

Деньга/ - монета в полкопейки.

Десть - размер бумаги, равный полулисту.

Длань - ладонь, рука.

Доводи/ть - доносить.

Дои/мка - задолженность.

Доку/ка - просьба, особенно настойчивая, повторная.

Дробный - подробный; дробь - подробность.

Жере/бей (жеребий) - доля, пай, участок земли.

Загове/нье - канун поста.

Законник - а) знаток религиозного вероучения; б) священнослужитель, монах.

Запа/рить - подвергнуть специальной обработке огнем (золото, серебро).

Заоцкие - расположенные к югу от Оки.

Зе/рнщик - игрок в кости.

Зернь - игра в кости.

Зловерие - вероотступничество, язычество; ересь.

Золотни/к - мера веса, равная первоначально весу золотой монеты, слитка; позднее 1/72, 1/96 части фунта, 4,267 г.

Зя/бли/на - растение, поврежденное морозом.

И/верень - щепа, ощенок, осколок.

Има/нцы - лица, берущие кредит.

Камка - шелковая цветная узорчатая ткань.

Камо/рдка - привозная из-за границы ткань.

Каразин (каразинная водка) - малиновая водка, названная по цвету.

Кармазинное сукно - тонкое ярко-красного цвета сукно.

Квадра/нт - инструмент, состоящий из разделенной на градусы четверти круга. Употреблялся в артиллерии для определения угла наклона орудийного ствола.

Киноварь - красная краска из сернистой ртути.

Китайчатый - сделанный из китайки (бумажной ткани, привозимой из Китая).

Клевре/т - тот, кто входит в круг лиц, составляющих чье-либо ближайшее окружение.

Козел (козлы/) - подставка на ножках в распорку различного назначения.

Корм - регулярное денежное (или натуральное) жалованье.

Ко/ртома - условленная плата за найм или аренду.

Костри/ка - жесткая кора льна и конопли.

Крутик - кубовая краска, индиго.

Куба/рь - детская игрушка наподобие волчка.

Лавра - кубовая краска высшего сорта.

Ло/коть - мера длины, определяемая расстоянием от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Размер локтя колебался от 38 до 46 см.

Луда/н (лаудан) - сорт шелковой ткани.

Мае/тность - дворянское имение; термин, употребляющийся на Украине.

Мамо/на - богатство.

Мерлина - мертвое насекомое.

Мизерный - незнатный, ничтожный.

Мирво/лить - попустительствовать.

Митка/ль - бумажная тонкая ткань.

Молодик - молодой человек.

Морко/тно - противно, тошно.

Навыкнуть - научиться, приобрести навык, постигнуть.

Неде/льный (день) - воскресный.

Не/топырь - летучая мышь.

Овин - а) строение для сушки хлеба в снопах; б) мера хлеба в снопах.

Оголоди/ть - сделать голодающим, бедным.

Ону/чи - обмотки для ног под сапоги или лапти.

Отнимать - брать, отделяя от чего-либо; отсекать, отрубать.

Пала/ш - холодное оружие с широким прямым клинком, поздняя разновидность меча.

Па/ростник - поросль, молодой лес на месте старого.

Па/че - больше, сильнее, более чем; кроме, помимо.

Передать - дать больше, чем следует.

Переимчивый - способный к усвоению чего-либо.

Пожиточный - прибыльный, приносящий богатство.

Полу/шка - мелкая монета (в XVI-XVII вв. - серебряная, с 1700 г. - медная), достоинством 1/4 копейки.

Поне/же - так как, потому что; пока, после того как; следовательно; ведь, хотя.

Понизовые (места) - в широком смысле - места, расположенные в нижнем течении реки; в узком - на Дону.

Похулка - от похулить: осудить, признать негодным, высказать презрение.

Пра/зелень - бледно-зеленая краска.

Пресви/тер - священник.

Признак - знак, клеймо.

Припе/к - прибыль.

Приче/тники - церковнослужители (чтецы, певцы, дьячки, пономарь и пр.)

Проести - расходы, издержки, связанные с ведением судебного дела, тяжбы.

Проехать сохою - перепахать.

Прота/можье - пеня за провоз товара без пошлины.

Пульмент - состав под позолоту.

Про/тори - убытки, издержки.

Пыха - спесь, гордость.

Пятно/ - клеймо.

Ра/товище - древко копья.

Регу/ла - правило, установление.

Рубком - ткань.

Са/же/нь - мера длины, равная 3 аршинам, при Петре I составляла 213,36 см.

Связка - форма упаковки и счета.

Семенов день - 1 сентября (по старому стилю).

Синкли/т - высшее духовное или светское правительство.

Сказка - запись официального показания в чем-нибудь.

Слинять, отлинять, отлынять - уклоняться, отбывать от дел.

Снето/к - небольшая рыбка.

Старощелье - волость, село, посад и т. п. под управлением старосты (выборного из местных жителей человека).

Страх морской - страхование морских судов на случай крушения.

Стул (стуло) - чурбан, стоячая колода для прочной подставы подо что-либо.

Сугу/бо - вдвойне, вдвое больше.

Тать - вор.

Товарищ - помощник, заместитель.

То/нкостный - острый, проницательный, ловкий, хитрый.

Трип - ткань шерстяная на льняной основе, с ворсом.

Турба/ция - беспорядок, беспокойство.

Укла/д - металл, среднее между железом и сталью, употреблялся взамен стали в различных изделиях.

Укол - тягло, пай, уплата сполна или вперед.

Фузея/ - кремневое ружье со штыком.

Хоже/ное (хожалые деньги) - плата с ответчика в пользу пристава (должностного лица, обеспечивавшего явку сторон в суд).

Цата - монета.

Чарка - 1/100 ведра, около 120 г.

Червонец - золотая монета.

Черкасы - название жителей Украины.

Черлень (червлень, черледь) - ярко-красная вохра.

Черне/ц - монах.

Четверик - мера сыпучих тел, равная 1/8 четверти.

Че/тверть - мера длины (четвертая часть аршина), равная 17,77 см; мера сыпучих тел, равная 2 осьминам, или 8 пудам зерна ржи.

Четвертчик - правитель округи, области (от четверти - область, округа).

Чотка - игрушка из дерева.

Ши/ш(ж)голь - желтая краска из отвара березовой листвы.

Шмо/нить - шляться, бить баклуши, отбывать от дела.

Штофы - шелковые ткани.

Я/бедник - наемный ходатай, адвокат.

Я/вка - заявка, оповещение в целях уплаты пошлин.

Явочные деньги - деньги, представляемые в таможне, на покупку товаров.

Яре/нка - сукно.

Ярь - зеленая краска.

Яры/жка, яры/га - работник, батрак.

ЗАВЕЩАНИЕ ОТЕЧЕСКОЕ

К СЫНУ СВОЕМУ, СО НРАВОУЧЕНИЕМ,

ЗА ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ БОЖЕСТВЕННЫХ ПИСАНИЙ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Вседержителя и всея твари Сотворителя. Предлагаю завещание сие любезному ми сыну....1. Прошу тебя, сыне мой любезный, Господа ради, всеми своими силами держися Создателя своего Бога, и да снабдиши заповеди Его святыя, а потом и моего отеческаго завещания да не отмещеши.

ПРЕДРЕЧИЕ К ЗАВЕЩАНИЮ

Сыне мой, храни душу свою от всякого грехопадения, дабы ти в вечную погибель не низринутися, и того ради житие свое имей самое истинное, правого христианства держащееся. От иноземческих же прелестных учений весма удаляйся, но в нем же еси законе родился, в том и пребывай, даже до кончины жития своего, да не отщетишися вечных благ, идеже православно жившии христиане пребывати имут.

И сего ради буди не подвижен, но стой, яко мраморный столп, на недвижимом камени утвержденный. Не скланяйся ни на шуюю страну, ниже на мнимое десно, понеже от мнимые десности многое множество народа древле от истинного благочестия христианскаго совратилося и в вечную погибель снидоша, якоже: ариане, несториане, мессалиане и прочии еретицы, от мнимые своея правости, в ереси впадоша и вечне погибоша. А потом римляне, люторане и калвиняне, от мнимые же правости, истинного правоверия отпадоша и, от того неправого своего разсуждения и от мнимые своея премудрости, то есть свецкого мудрования, по апостолову словеси, объюродеша (к Рим., глава 1, стих 22). И тем своим суетным мудрованием и высокомнением и благодать Божию далече от себя прогнаша, и повредив свой здравый ум, и на покаяние приитти не восхотеша, и не токмо на покаяние, но еще и зло ко злу прилагают: ибо кийждо их свою ересь разширяет и кривую свою веру правою нарицают. А о древнем благочестии, еже по Христовом вознесении началось и седмию вселенскими соборы утверждент бысть, и слышати не хощут, но идут новым своим путем, по которому пути от святых отец никто не шествовал. Ибо те их лжеучители хощут не тем путем, его же Господь содела, внити во царство небесное, но пространным и веселостным. И сие не явная ли их блазнь проклятая? Господь неложными Своими усты рек (Матф. глава 7, стих 14), яко во царство небесное вводит узкой и прискорбной путь, а широкой путь вводит в погибель. Ездре же ангел Господень о царстве небесном тако рек (3 Ездра, глава 7, стих. 7-8), яко путь к нему толь тесен, еже един токмо степень человечь вместитися может, и с единые страны того пути огнь, з другия же страны вода глубока; и речеся ему, яко вход тому веку тесен есть, и аще кто не приимет тесноты, не внидет в него. О сем же вси мы известны, яко ангели Господни никогда не лгут, но что Господь Бог повелит им творити, или рещи кому что, то они и творят. А тыи люторане и калвиняне избраша себе путь широкой и вси свои двери в него отвориша, а узкий путь заградиша и колодием завалиша, дабы им никто из их зловерия не шествовал; и того ради из зловерства их узким путем и не шествуют. И ты, сыне мой, на сия зря, внемли и разумевай: люторскому ли ложному словеси, или от Самого Бога изреченному неложному глаголу верити? Мы бо вси, во православной вере живущии, известно сие вемы, яко вся истина содержится в Господних словесех, а не в люторских.

А ныне многое множество и из Российскаго народа людей погибает. Такожде бо, мняще быти себя мудрых, объюродеша, ибо, от высокомнения своего, от правыя древние веры отпадоша и, от мнимого своего правоверия, в разные и многоразличные пути поидоша: овыя во лжехристовщину, овыя же во лжемоисеевщину, инии же во олазивую поповщину, а инии во всеконечную безпоповщину и во иные многоразличные вер названия разыдошася. И тако развратишася, яко законов их не токмо изследити, но ниже изчислити можно, и вси их законы и между собою разногласны суть, а всякой их расколничей лжеучитель свой устав нарицает правым, а прочия вси хулит и ругает. И по слову святаго Иоанна Златоустого (Маргарит, лист 317), за одно их разногласие мочно разуметь, еже диавол совратил их в неискусен разум, и от такова их развратноверия вси вечною погибелию погибают. О сем бо и Исус Сирахов ясно сказует, яко мнение многих прелсти, и от неправого своего мнения погибоша (Сирах., глава 3, стих 24). И о их расколничих лжеправостях, и о различии их нововымышленых вер отчасти явих в книзе Очевиднаго Зеркала, и тамо зря, можеши много познати, како они движутся и от чего погибают. Паче же того позри в книгу Розыск, юже сочинил блаженныя памяти преосвященный Димитрий, Ростовский митрополит.

И ты, сыне мой, крепко сему внимай и храни себя от их прелестей опасно, дабы тебе не поползнутися в люторское и их расколниче проклятое мудрование. Ныне бо мнози из Рускаго народа, научившеся от иноземцов, от правыя своея древние веры в люторское зловерие начинают скланятися и, от всесквернаго Мартина Лютора уставленные, слабые и роскошные и весма развращенные законы начинают принимати. Свои же древние, от Самого Бога, и от учеников Его, и от их преемников святых отец, и в чудесех от Бога прославленных уставленые законы, и седмию вселенскими соборы утвержденные, и мученическими кровми запечатленныя отмещут. Возжелаша бо вместо света тму, вместо же вечные радости вечную горесть, за еже приемлют от явного законопреступника и ростриги Мартина Лютора, самого известного блудника, и тако самоизволне сами ся в вечную погибель реют. А то забыли, колико в древней вере Господь Бог угодивших Ему явными и дивными чудесы прославил; а Мартин Лютор востал, тому уже слишком двесте лет минуло, а ни видеть ни слышеть, кто бы в их нововымышленой вере живой или мертвой чудотворец явился. Толко таких чудотворцов видим много, что могут до полунощи, инбежь и до самого света, в скакании и танцовании без сна проводити; умеют же и пить с музыками, и карты играти. И таковая их чудотворения известно мы вемы, обаче всех нас, во благочестии сущих, да сохранит Господь от такова их чудотворения!

И сего ради ты, сыне мой, якоже выше рех, держися всеми своими силами святыя восточныя Церкве и веру имей тую, кую насадил и возрастил благочестивый царь Константин, к нам же в Россию принесл бяше благочестивый великий князь Владимир, Киевский и всея России самодержец. Тая то самая правая вера, ни малого порока в себе не имущая. А кии от восточныя Церкве отщепишася и тую древнюю веру порокуют, вси тии в вечную погибель склонишася. И от тоя древния веры прежде Римляня, возгордевся восточною Церковию, отпадоша. Мартин же Лютор и от тоя римския веры отступил и сочинил себе новейшую веру, древние восточные и новые западные легчайшую. А Яган Калвин уже и от люторские веры отложился и издал свои законы. И оба сии два волка адские, умы своими вознесшеся, вся древняя церковная от святых апостолов и от преемников их положёные уставы разрушиша, и вся уставы и догмы издаша новая, и за то в проклятие впадоша и, от неправого своего разумени, в веную погибель внизринушася. И для известия зловерия люторскаго, в Очевидном Зеркале прочти внятненно 23-ю главу и тамо, чадо мое, о Мартине и о послушниках его пространное изъявление узриши; и аще на память тамо сущия речи затвердиши, то не возмогут они противо тебя претися.

Наши же бедные суеумы от самого своего безумного безумства погибают, понеже, на свое безумное упорство вознадеявшися, у учоных и разумных людей поучитися не хощут, а буде кто станет им о погибели их воспрещати, то и слышати не хощут. И от презелного своего безумия не просто от святыя Церкве отпадоша, но и войною на ню восташа. Ибо, во время стрелецкого бунта, снидошася в Кремль и хотеша Московскаго патриарха до смерти убити, и прочиих митрополитов и епископов и презвитеров, кии древнего благочестия держащихся, всех до смерти побити. Но десница Вышнего Бога на таковое их злое умышление еже в дело произвести не допустила: ибо, судом Царскаго Величества, возмутителю и предводителю их Никите роспопу, нарицаемому пустосвяту, изведше на площадь, голову ему отсекоша, и то видев, мятежницы вси умолкоша и кииждо их восвояси разыдошася. И от того девяностого года живут вси в похоронках скрывшися, яко мыши в нуры или яко клопы в щели, и, тайно излазя из щелей, многих людей Божиих кусают: ибо не умолкая, излазя, к простым людям в домы приходят, и с истинного пути совращают, и, отторгнув от святыя Церкве, в свою же погибель низводят.

Аз же тебе, сыне мой, твердо завещеваю и заклинаю, да всеми своими силами держишися святыя восточныя Церкви, яко рождьшия тя матере. А аще сие мое завещание презриши, и матере нашея святыя восточныя Церкве отречешися, и приклонишися к западней или к люторской, или к богохулникам, то есть, к нашим Российским расколникам присовокупишися, или аще и содружие с ними будеши имети секретное, то Божие благословение и милость Его да отъимется от тебя, и ангел хранитель да отступит от тебя, и мое отеческое благословение да обратится тебе в клятву. А аще же благословения Божия лишитися, ни клятвы понести на себе не хощеши, то не ими никаким еретическим и расколничьим словесем веры: вси бо они сплошь глаголют ложь.

О сем Сам Господь ясно рек, глаголя: аще рекут вам2 се зде Христос, или онде, не имите веры (Матф. 24, 23. Марк. 13, 21). А расколницы явно о сем лгут, сказующе, яко бы у них Христос в лесах и в подполиях их расколничьих храмин обретается, а во святых церквах и во всем народе Христа не сказуют, но токмо у них единых. И ты, сыне мой, не ими им веры, но ими веру словесем от Самого Господа глаголанным, о них же святии евангелисти Матфей и Марко изъявиша. Нам же сие зримо и известно есть: яко ту Христос пребывает, аще кто от святыя Церкве не отпадает и Тела и Крове Христовы причащается. Ибо о сем Сам Господь Бог изрек, глаголя: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Иоан. глава 6, стих 56). И по тому Господню словеси яве есть, яко в тыих человецех Христос живет, кии пресвятаго Его Тела причастниками бывают; а расколники на свои души лгут, сказующе, яко бы у единых токмо их Христос пребывает. А у них ни по какому образу Христу быть невозможно, понеже они Тела Христова и Крове Его сами не причащаются и инем возбраняют, и по Господню словеси истинно несть в них Христа.

И ты, сыне мой, всех таковых противников святыя Церкве отревай от себя и никакова с ними сообщения дружескаго не имей, понеже они враги суть Божии. И аще кто приобщится врагу Божию, то, по глаголу Иоанна Златоустого, и сам той враг будет Богу.

Глава 1

ОТЕЧЕСКАГО ЗАВЕЩАНИЯ СЫНУ О ОТРУЧЕСКОМ ЖИТИИ

1. В начале отручества своего, сыне мой, паче всех наук прилежи книжному научению, не токмо славенскому одному, но и греческому, или латинскому, или хотя полскому, понеже и на полском языце много таковых книг есть, кои у нас на славенском языце не обретаются; а и к науке полской язык иных языков поемнее. И аще и латинскому поучишися, обаче не вси их книги приемли: кии обрящеши на разврат благочестивые нашея веры или к каковому греху приводящия, тыи весма от себя отревай. И во всем храни себя опасно, дабы тебе в чесом не поползнутася, и благочестия не погубити, и еретиком бы не быти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: