Тут псалтирь рифмотворная 51 страница

И сия о воинских и гражданских делах, хотя неравная словом предложения, показуют довольно, каков и коликий государь был дивный наш Петр. Но когда речь есть о государе христианском, невозможно не вопросить, каков он был и в делах, к другому оному вечному и безконечному житию надлежащих, ибо хотя непосредственное звание сие есть чина пастырскаго, однакож высочайшее сего смотрение положил бог на предержащиих властех. И яко не должни царие воинствовати, разве или за нужду, или за охоту свою, а, да бы порядочно действовало воинство, - смотреть должни, и яко упражнятся купечеством не царское дело, а, да бы обманства в куплях не было, - наблюдать дело царское есть. И тожде разуметь о учениях философских, и о разных майстерствах, и о земледелии, и о всей прочей економии. Тако хотя проповедию слова утверждать благочестие на царех не лежит долг, однакож долг их есть, и великий, о том пещися, да бы и было, и прямое было учение христианское, и церкви христовой правление. Много о сем учит нас священное писание, наипаче же в царских историях, где в повествовании жития царей иных за доброе церкви управление похваляет, а других за нерадение или развращение правоверия обличает. И по таковаго царскаго долженства исполнению Константин Великий нарицается у Евсевиа Кесарийскаго превосходительне "епископ".

Петр же наш приснопамятный остался ли и в сей славе от лучших исраильских и христианских владетелей? Мнится, что нельзя и некогда ему было иметь попечение о церкви, когда весь занят был походами, и действии военными, и строением флота и крепостей, и иными безчисленными делами. Но яко во всем прочем, тако и в сем дивнаго его показал бог: во всем отъятом ему чрез многоделия времени нашел он время пещися и промышлять и о исправлении церковном. И коликое о том было в нем желание, некиими прикладами дел его покажем.

Ведал он, каковая темность и слепота лжебратии нашея раскольников. Безприкладное воистинну безумие, весьма же душевное и пагубное! А коликое беднаго народа множество от оных лжеучителей прельщаемо погибает! И по отеческому своему сердоболию не оставил "и единаго способа, чем бы тьму оную прогнать и помраченных просветить: велел писать увещавания, и проповедьми наставлять, и обещанием милости, и некиим утеснением, то есть десными и шуими от заблуждения отводить, и на мирный разговор призывать. И не безплодное попечение его явилося: многия тысящы обращенных на письме имеем, а упрямии и жестоковыйнии горшаго себе осуждения яко безъответнии ожидают.

Ведал он, коликое зло суеверие, которое, когда далече от бога отводит, мнится к богу приводит и душепагубное наносит безопасство; в прочиих бо грехах ведает себе человек грешна быти, а в суеверии мнится службу приносити богу и, тако погибая, мыслит о себе, что спасается, и, завязавши очи себе, безпечально приближается к стремнине адской. Сие ведая и разсуждая, Петр возбуждал аки от сна чин пастырский, да бы суетная предания исторгали, в обрядах вещественных силе спасительной не быть показовали, боготворить иконы запрещали и учили бы народ духом и истинною покланятися богу и хранением заповедей угождати ему.

Ведал он, каковый вред происходит от лицемерия. Лицемеры бо, святыню себе притворяюще, прямые суть безбожники и точию чрево свое имеют в бога, простый же народ к своему скверноприбыточеству уловляюще, непрестанными вымыслами помрачают свет евангельский и люди от любве божия и ближняго отводят, - неба купно и земли, церкви и отечества злейшыя враги. И от сея сладкия отравы всякими образы подданных своих оберегать тщался: притворная чюдеса, сновидения, беснования искоренял, лестцов, колтунами, железами, и рубищами, и лукавым смирением, и воздержанием к виду святости, позлащающих себе, познавать учил и ловить и истязовать приказовал. Так треклятаго сего фарисейства ненавидел, что противное тому простосердечие, аки бы всего протчаго лучшее (как и воистинну есть), в крайней любви содержал. И вечной памяти имеем мы наставление его. Бывшей бо в Синоде конференции о кандидатах на архиерейския степени, сие премудрейшее изрекл слово: "Понеже, - рече, - трудно у нас изыскать к таковому делу совершение угоднаго, то который явится не лукав, не коварен, не лицемер, но простосердечный, тот буди нам и угодный и достойный". И воистинну слово сильное: ибо простосердечный христианин духом божиим водимь есть и потому и без многокнижнаго учения к своему и к братнему исправлению умудрится.

Ведал же еще Петр, и с великою горестию сердца своего видел, коликое в народе российском умножилося было безсовестие - от исповедания грехов и от причастия вечери господней весьма удалятся. О крайняго бедствия! Удалятся от того, что едино есть нам жизни вечныя виновное! Сие едино услаждает нас в печалех грехопадения нашего, сие поддержит нас, да не во отчаяние впадем, сие от громов гнева и суда божия покрывает нас. Что же и о сем устроил Петр, всем известно.

А всего того, о чем помянулося, к пособию что могл знать, или от слуха и совета, или от своего разсуждения, ничего не упустил. И сюды надлежат повеленныя им заводы школ, сочинения книжиц богословских, древних учителей и историков церковных переводы и перевода священнаго писания исправление; сюды смотрили и старинныя артикулы монашеския возобновленныя, и правила священства и всего церковнаго клира, и, да бы в семени и корени начиналось добро, поданое отроком веры прямой и заповедей божиих учение. И да бы все то происходило, возрастало и утверждалося уставлен духовный правительствующий Синод.

И се, о слышателие, в Петре нашем, в котором мы первее видели великаго богатыря, потом же мудраго владетеля, видим уже и апостола. Таковаго его царя, и царя христианскаго, показал бог!

Но о благоутробнейшаго отца и бодрейшаго монарха нашего! Устроив нам и утвердив вся благая, к временной и вечной жизни полезная и нуждная, ведая же, что все то на нем, яко на главном основании стоит, помышляя же всегда, чего мнози вовсе забывают, что хотя и по составу тела и по силе державнаго достоинства своего крепок и тверд есть, однакож по перстному естеству, нетление в первом прародители погубившему, смертен есть человек, - возъимел прилежное попечение, как бы все от него устроенное не токмо при нем, но и по нем цело пребывало, и его бы самаго долговремением превзошло, и, тако утвердившеся, нерушимо происходило бы во многие веки. И се то прямое царское и отеческое попечение. И не тако пекущиися, которые то только наблюдают, да бы добро было в отечестве при животе их, зесьма не радея, что будет по смерти их, не токмо не царски и не отечески, но ниже економски делают и: подобии суть путником, шалаши или хижины строящым, которыя да бы целы были и по отшествии их, нет им и помысла. Что же Петр Великий к долговремению устроенных нам благ наших примыслил? Примыслил и зделал то, на чем ныне видим и вся наша и нас самых утверждаемых. Положил другое себе подобно основание, подал нам другаго себе, высокодержавную наследницу, всепресветлейшую августу нашу Екатерину. Ея благонравие долголетным сожительством искусив, ея любомудрие и великодушие в веселых и печальных, в щастливых и бедственных случаях довольне познав, яко же прежде судил быть достойную ложа своего, тако потом и достойную престола своего показал и не просто для чести, как в иных государствах делается, диадимою империи своея венчал ю, но да бы по нем и на малое время не был празден престол его, и смерть бы его не нанесла смущения, и крови, и многих в народе смертей, как прежде бывало, но и умершу ему, аки бы живу сущу, мир и тишина и дел его крепкое состояние пребывало. И такое свое о коронации супруги своея намерение, в прошлом 1722 году, готовяся в поход Персидский, объявил нам. Как то и сталося по намерению его и по желанию его деется неизреченным к нам милосердием бога нашего, яко в Петре благословившаго нас, тако и в Екатерине благословящаго. И тако Петр, оставляя нас, не токмо оставил нам неисчетная богатства своя, что уже довольно показали мы, но, и оставляя нас, не оставил нас.

Сия же вся от нас предложенная прочиим, издалече его видевшым или только слышавшим, паче меры удивительна покажутся, а вам всем, которые изблизка знали его во всем действующа и пекущася, обхождением же и беседами услаждалися, мню, яко сие о нем слово наше не токмо не дивное, но и не довольное и скудное является. Весте бо, каковая живость памяти, острота ума, сила разсуждения была; как ему не мешало безчисленное преждних случаев множество, что когда ни деялось, к делу настоящему воспомянуть; как скоро и чисто и довольно на трудныя предложения и вопросы ответствовал; как ясныя и полезныя на темныя и сумнительныя доклады подавал резолюции. И понеже в мире сем коварном много утайкою и лестию деется, не токмо между чуждыми себе, но и между своими и домашними, - весте, како он тайно строимая постизал догадами, и что быть хощет и куды выдет аки бы пророчески доходил и опасством своим благовремение предварял, и како, где подобало, знание свое покрывал, что политичестии учители диссимуляцию нарицают и в первых царствования полагают регулах. Дивно всякому было легко разсуждающему, где он и от кого тако умудрен был, понеже ни в какой школе, ни в какой академии не учился. Но академии были ему грады и страны, републики и монархии и домы царские, в которых гостем бывал; учители были ему, хотя и сами про то не ведали, и к нему приходящии послы и гости и его угощающии потентаты и управители. Где ни быть, с кем ни побеседовать случилося ему, то едино смотрел, да бы оное соприсутствие не праздно было, да бы не отъити и не разойтися без некия пользы, без некоего учения. Много же еще ко всему пособило ему, что, изучився некиих европских языков, в исторических и учительских книгах частым чтением упражднялся. И от таковых то учений происходило, что разговоры его о коем либо деле изобильные, хотя не многоречивые, были, и о чем ни произошло слово, тотчас слышать было от него разсуждения тонкая, и доводы сильныя, и, между тем, повести, притчи, подобия с услаждением купно и удивлением всех присутствующих. Но и в разговорах богословских и других слышать и сам не молчать не токмо, как прочии обыкли, не стыдился, но и с охотою тщался, и многих в сумнительстве совести наставлял, от суеверия отводил, к познанию истинны приводил, что не токмо с честными делал, но я с простыми и худыми, наипаче же когда случилося с раскольниками. И готовое ему на то аки всеоружие было: изученные от священных писаний догматы, наипаче Павлова послания, которыя твердо себе в памяти закрепил. И таковая Петрова дарования нам, добре ведущым и из близкаго и частаго сообществования видевшым, не дивна, но разве недостаточная есть, яко же помянулося, вся вышереченная повесть о воинских, гражданских и церковных делах и попечениях его. Коликому убо риторству и красноречию быти подобает, которое толь многия и толь честныя силы, добродетели, деяния и дела по достоянию бы их украсить и возвеличить возмогло? И по единому из оных всякое требует к похвалению своему сильнаго витийского искусства. Наше же сие слово, которым хотя не вся, однакож многая Петрова величия предлагать силимся, како оныя украсить может, которых скорым и простым исчислением, и то не вся именуя обстоятельства, с трудностию перебежать возмогает? Но и к чему зде утвари и цветы риторские? Толикая добродетель не требует внешних украшений, сама собою честна и красна, сама себе преузорочная доброта и лице благообразнейшее. А есть ли бы и отвне убор некий потребен был, и того не в наших скудных сокровищах искать, но давно уже уготован есть всемирныя славы богатством. Слава всемирная есть достойная Петрова проповедница. То ему к вечному имени своему довольно, что в иноземных всех странах с великими похвалами возносимь есть и без удивления не воспоминается. Где не скажут, что доселе Россиа толикаго государя не имела? Где не засвидетельствуют, что от него перваго и единаго тако славный везде и великоименитый показался народ российский? Но и собственные того имеем свидетельства в печатных в Липске латинских ведомостях, где извествуют о кончине Петра нашего, нарицают его безсмертия достойнейшим. Вышла же недавно книжица о житии его, образом разговора. И тамо, в начале, показует автор, что Петр превозшел Ксеркса, Александра Великаго, Иулиа Кесаря. И некто от политических французских писателей Петра российскаго не мало выше кладет от своего государя славнаго онаго Великаго Лудовика. И тожде слово согласием своим утверждает другий, который о неудобности нашего с римлянами соединения пишет. И как не так! Вси бо оные и прочии монархи застали во отечестве своем всякая учения и майстерства, воинство доброе и искусных военачальников и градоначальников. Петр же все тое делать и вновь заводить принужден был, купно же теми и действовать и совершить толикая возмогл. Но то еще похвалы хотя от иноземных человек, да приватных и единоличных, которых и без числа собрать бы мощно, а се тожде и всенародными голосами проповедуется. Что сказал о славе его великий посол польский, уже прежде от нас помянулося. Воспомяните же и что говорил персидский посол, который между иными похвалами славу дел его, всюду проходящую, уподобил солнцу, мир весь озаряющему. И когда прошением нашим убедили мы его принять звание Великана и императора (каков и прежде был и от всех нарицался), везде сие похвалено и утверждено. Что же и по смерти его от разных дворов в сожалетельных к ея величеству посланиях написано и какими похвалами от всех монарх наш возвеличен, сие предлагать не достанет времене.

Возлетел же ты на самый верх славы, великоименитый муже! Ни для чего нам пещися о похвалах, о прославлении твоем. Не имел ли ты нужды завидеть кому, как другие другим завидели величающаго стихотворца, и память хранящих статуй, и тропеов! Дивная дела твоя суть твоя тропеи. Россиа вся есть статуа твоя, изрядным майстерством от тебе переделанная, что и в твоей емблеме неложно изобразуется; мир же весь есть и стихотворец, и проповедник славы твоея. И когда всемирныя о тебе песни и проповеди умолкнут? Ибо есть ли славятся кто и где первый вымыслил фалангу, то есть образ некий собственнаго строя и действия воинскаго, и кто таковое изобрел оружие или выдумал стратагемму, и кто сего или онаго града создатель, - о тебе, который (генерально сказать) весьма вся нам подал, и не город, но всю Россию, каковая уже есть, зделал и создал, когда и где умолкнут многовещанныя повести?

Имеем же еще, о россиане, и вышшее, ибо высочайшее, о Петре нашем свидетельство. Довольно о нем засвидетельствовал бог, сый свидетель на небеси верен, который чудесным смотрением во многих бедствиях сохранял его, во оных трудных крепостей аттаках, во флотовых на мори сражениях, на баталии под Лесным, где изнемог и, оледенев, принужден был почить на неизвестном месте, не ведая стана своего; на баталии Полтавской, где так далече смерть от него была, как далече шляпа от головы, на Прутовой акции, то есть в самых смерти челюстях. Свидетельствовал о нем бог, когда покрыл его от предстоящих и соседящих ему неоднократно изменников, от связавшихся на живот его сковников, от возъярившихся бунтовщиков. Всего же дивнейшее было божие к нему призрение, еще отрока его суща и к толикой славе намеряемаго, от бесноватой стрельцов лютости сохранившее тогда, когда оные звери царских служителей и сродников не из дому токмо, но и из рук его на убиение похищали. О времене ужаснаго! Далече ли было злодейство юное от самаго крайняго дерзновения?

Засвидетельствовал же наконец бог о нем и в блаженной кончине его, сильно действующею благодатию своею присутствовав и даровав ему толикое благочествия чувство, прямое покаяние, живую и твердую веру, что аки бы ощущаемая была десница вышняго. Чудное было видение и дивный позор, слезящих многих, кто присутствовал, о надходящей кончине его, понудил слезить и от умиления. Ибо когда от духовных укрепляющих его воспоминание спасительной нам смерти сына божия услышал, аки бы забыв нестерпимое свое внутреннее терзание, веселым лицем, аще и осохшим языком, неоднократно воскликнул: "Сие, - рече, - едино утоляет жажду мою, сие едино услаждает мене", - перенося ум свой от вещественнаго, которым уста промачивал, пития, до духовной оной и спасительной прохлады. Утверждаемый паки в вере, очи и руки, елико могл, поднимая в гору, "верую, - рече, - господи, и уповаю. Верую, господи, помози моему неверию". Когда же и речь весьма оскудела, и тогда на частыя предложения о суете мира сего, о милосердии божии и о вечном на небеси царствовании, и воставать, и руку в гору подымать, и крестное знамение изображать силился, и к радости лице устроевал, и весьма в болезни торжествовал, яко несумнительный вечных благ наследник. Сия же вся действовал многострадальный монарх чрез все время смертнаго подвига своего, который до пятинадесяти часов продолжился. И хотя в шестый еще день страдания своего, по исповеди грехов своих, тела и крови господней причастился, но и в подвизе оном, вопрошен, аще паки желает вечери христовой, поднятою рукою желание свое показав, паки сподоблен есть.

Толикая же, о слышателие, божия благостыни, к отцу нашему и в жизни и в кончине его явленная, показуют, что он и всемирных оных похвал себе не требует. Похвалы его суть наши похвалы; он же небесной со Христом славы достиг, вся земная ни во что ставит, и нам хвалить и славить его понуждающымся, мнит ми ся, сими или сим подобными ответствует словесы.

Как плакатися о мне, так и прославлять мене, сынове мои, мало есть на потребу. Избегл я многомятежнаго и многобеднаго жилища, аще, по мнению вашему, и вельми щастливаго, и сие не плача, но радости достойно есть. Получил я неувядаемый венец от всещедраго человеколюбца, милостивне мене за кровь сына своего, в наследие свое приемшаго, и сие всякия земныя ваша славы без сравнения превосходит и к тому не потребныя показует. И аще кая польза в приобретенной от мене на земли славе есть, - ваша есть. А аще оную целу сохранить желаете, сохраните дела моя, не забудите наставления моего, наипаче же нелицемерною любовию и верностию послужите любезнейшей наследнице моей, поданной от бога чрез мене самодержице, и тоежде имейте усердие ко всей крови моей дражайшей. Прочее, тако живите на земли, да не лишитеся небесной жизни; тако тецыте на подвизе житейском, да всеблаженнаго места сего достигнете.

Положим убо слова конец, положим купне и слез умерение. Яко славословить его по достоянию неудобно, тако и плакатися о отъятии его довольно не можем, аще бы и дана была главе нашей вода и очима нашима источник слез, чего желал плачевный пророк. Но хотя, похваляя Петра, и не достигнем словом славы его, однакож от сыновняго долженства нечто выплатим. А без меры сетуя и рыдая, зделаем и обиду добродетели его, и на славу его не мало погрешим, ибо тако покажем, будто лишением его всех благ лишилися мы, как плакатися подобает по умершем великих надежд отроке, с которым вся от него чаянная умирают. Петр же наш, премногая благая совершив нам и самих нас лучших нам сотворив, хотя и слезить нас понуждает отшествием своим, но и радоватися повелевает безчисленными и с ним ее умершими благодеянии своими.

Благодушествуй же и ты, державнейшая государыня наша, матерь всероссийская, всего великодушия, всего любомудрия твоего употреби, еще бы утолить и победить тебе скорбь толикую! Молит тебе о сем отечество, да не умножиши печали общей, но яко же владением веселиши, тако и отрадою твоею всех обрадуеши.

Ищет сего и просит у тебе кровь, и племя, и сродство твое, вся высокая фамилиа, да и не от них возъимееши вину утешения, и их цвету увядать не попустиши. Требует сего от тебе Петр, да не ослабелою рукою держиши скипетр его, и как содеянная им утвердить, так и подобная делать возможеши. Но тожде и сам бог повелевает тебе, да не жалостная сия тьма помрачит в тебе милость его. Отвержеся утешитися душа твоя, помяни бога и возвеселися. Он тебя дивными судьбами избрал, Петру сочетал и на толикую высоту возвел, он и утвердит, и безбедну сотворит тебе.

Уповай на его, на него же единаго уповал Петр. И который сохранил Петра во всех путех его, сохранит и тебе. О буди, господи, милость твоя на нас, яко же уповахом на тя! Сей глас присно к тебе возносил Петр наш, сей и мы от глубины сердца воздвизаем. И не престани миловать помазанницу твою, нашу самодержицу, и горесть ея на сладость претвори, и укрепи державу ея, и при ней все отечество наше, миром, безмятежием, изобилием плодов земных и всяких благ исполнением благослови. Аминь.

Примечания

1 Псал., 72 (25-26)

2 Исаиа, 29 (13).

3 Колос, 2 (21)

4 Марк., 1 (40)

5 II Тим., 3 (5, 6, 7)

6 1 Тим., 1 (5).

7 Лука, 8 (13)

8 1 Пет., 1 (6, 7)

9 Рим., 8 (35).

10 Псал., 11 (3)

11 Псал., 63 (7)

12 Иерем., 17 (9)

13 1 Кор., 2 (11)

14 1 Коринф., 13 (4, 5, 6, 7, 8)

15 Псал. 118 (158)

16 Матф., 20 (15)

17 Иоанн, 13 (17)

18 Матф., 16 (2223)

19 Матф., 17 (4)

20 Лук., 18 (34)

21 I Иоан., 4 (20)

22 Ефес, 5 (2325)

23 Евреем, 5 (45)

24 I Коринф., 14 (38)

25 Апок., 22 (11)

26 II Петр., 2 (910)

27 Посл. Иудин., 1 (8)

28 Посл. Иудин., 1 (4)

29 II Пет., 2 (19)

30 Галат., 3 (13); Рим., 6 (15); Галат., 2 (19); Евреем., 2 (14)

31 Лука, 16 (15)

32 Исаиа, 64 (б); Филип., 3 (8)

33 В издании пришлю

34 Лука, 18 (1112)

35 Рим., 2 (1415)

36 В издании уподобляет

37 В издании божия

38 В издании понуждают

39 Прит., 8 (15)

40 В издании сказую

41 На полях Псалом 11 (7)

42 Даниил, 4 (14)

43 Даниил, 2 (2021)

44 Прит., 21 (12)

45 В издании волю

46 1 Пет., 2(1415)

47 Рим., 13 (12, 46)

48 В издании показует

49 Псалом 81 (б)

50 1 Кор., 8 (5)

51 Исход, 22 (28)

52 Иоанн, 10 (35)

53 В издании поносит.

54 Ефес, 6 (57).

55 На полях Колос, 3 (2225)

56 1 Тим., 6 (1)

57 Тит, 2 (910)

58 1 Пет., 2 (1718)

59 1 Цар., 24

60 1 Цар., 24 (7)

61 2 Цар., 1

62 Исайя, 45.

63 Иерем., 27

64 Исход, 4

65 1 Парап., 23

66 Там же

67 3 Цар., 1

68 3 Цар., 2

69 Марк, 12

70 Лука, 20

71 Марк, 17

72 Деян., 25

73 Рим., 13 (1)

74 Злат., глава 13 к рим.

75 Деян., 9 и 23

76 В издании собралися

77 На полях Собора Халкидонскаго деяние 1

78 В издании зде

79 2 Цар., 5

80 В издании поведитися

81 На полях Иоанн, глава 6, зач. 68.

82 В издании неразнствие

83 На полях Галатом, 3, зач., 2728

84 На полях 1 Иоанна, 2

85 На полях 1 Коринф., глава 7, стих 20

86 На полях К рим., 12, зач. 2

87 На полях Псалом 74, 8

88 На полях Рим., 13 зач. 1.

89 В издании узрити

90 На полях Галат., 6, зач. 16

91 В издании но

92 На полях Неемиа 4 (17)

93 На полях Ирониа, си есть наругание

94 На полях К филип. глава 4, стих. 8, 9

95 В издании опечатка 10 дне

ВЛАДИМИР

Трагедокомедия

ВСbХ СЛАВЕННОРОССИЙСКИХ СТРАН КНЯЗЬ И ПОВЕЛИТЕЛЬ, ОТ НЕВbРИЯ ТМИ ВО ВЕЛИКИЙ СВbТ ЕВАНГЕЛСКИЙ ДУХОМ СВЯТИМ ПРИВЕДЕН В ЛbТО ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 988; НИНb ЖЕ

В ПРЕСЛАВНОЙ АКАДЕМbИ МОГИЛО-МАЗЕПОВИАНСКОЙ КbЕВСКОЙ, ПРИВbТСТВУЮЩОЙ ЯСНЕВЕЛМОЖНОГО ЕГО ЦАРСКОГО ПРЕСВbТЛОГО ВЕЛИЧЕСТВА ВОИСКА ЗАПОРОЖСКОГО ОБОИХ СТРАН ДНЕПРА ГЕТМАНА И СЛАВНАГО ЧИНУ СВЯТОГО АНДРЕЯ АПОСТОЛА КАВАЛИЕРА ИОАННА МАЗЕПИ, ПРЕВЕЛИКАГО СВОЕГО КТИТОРА, НА ПОЗОР РОССИЙСКОМУ РОДУ ОТ БЛАГОРОДНИХ РОССИЙСКИХ СИНОВ, ДОБРb ЗДЕ ВОСПИТУЕМИХ, ДbЙТВИЕМ, ЕЖЕ ОТ ПОЕТОВ НАРИЦАЕТСЯ ТРАГЕДОКОМЕДИЯ, ЛbТА ГОСПОДНА 1705, ИЮЛЯ 3 ДНЯ ПОКАЗАННИЙ

ДbЙСТВИЕ 1

Явление 1

Ярополк, брат Владимеров, от него ж убиенний (пронесшейся славb, яко Владимер Христову вbру хощет прияти), изходит от бездн адових, аки би посланний от дbмонов, братнему намbрению творити препятие.

Явление 2

Ярополк, обрbт верховнаго жерца и волхва, именем Жеривола, откривает ему мисл Владимерову, притом и коим сам образом от брата убиен бист повbтствует. Жеривол, разъяренний, обbщается всю свою волшебную силу на князя подвигнути.

ДbЙСТВИЕ 2

Явление 1

Празнику бога Перуна пришедшу, жрец Курояд трубит, гласяще людей к приношению жертви.

Явление 2

Исходит ин жрец, Пиар именем, и запрbщает Курояду, да не движет всуе народа, не имущей бити жертвb; се же того ради, яко позна бити неготова велебнаго Жеривола, сказуя, како его видbл сквозb пустиню бbгающа и дbмонов зовуща.

Явление 3

Смутившимся жерцем, приходит скорбний Жеривол и, всуе от другов потbшаемий, сказует же о обbщанной помощи. Но зде странним видbнием (трус идолов узрbв) устрашен, поет пbснь волшебную, глася духов на помощ.

Явление 4

Бbс мира и бbс хули на глас жерцов приходят и желаемую помощ обbщают.

Явление 5

Бbс тbла, или похоти плотския, мало нbгдb умедлbвши, прибbгает и такожде пособствовати глаголет себе готова.

Хор или Ликование

Жерци, от бbсов потbшеннии, чарами оживляют идолов и с ними купно пред побbдою торжествуют и скачут.

ДbЙСТВИЕ 3

Явление 1

Владимер с Борисом и Глbбом, сынами, бесbдует о послb, от царя греческого присланном и совbт о восприятии вbри Христовой дающем.

Явление 2

Жеривол, вохода ко князю испросив, скорбную вbсть приносит, аки би бози зbло разболbшася; на что от Владимера помощи и милости просит. Но княз, суетную печаль смbхом избив, аки еще не вbдущу совbт царский, отсилает же волхва на время, повелbвая, да, егда приидет посел, возвратится и да препрется словом.

Явление 3

Вшедшу послу, входит и Жеривол с другами. Повелbнием же княжим начинает прbние с философом и многии буесловнии вопроси с гордостию и кbчением предлагает. Дерзостию же его прогнbванний князь вон изгонит жерцов.

Явление 4

Философ проповbдь простирает: 1) яко аще и невидим ест бог, обаче бити его явb ест; 2) яко един бог; 3) яко вbк будущий ест; 4) о создании мира и человbка; 5) о человbчем падении; 6) о воплощении сына божия и прочее о откровенних тайнах; 7) наконец проповbдует будущий день судний. И конечнb Владимира к вbрb преклоняет.

ДbЙСТВИЕ 4

Явление 1

Владимер сином своим сон повbтствует: в нем же наваждением дияволским от различних видов устрашися.

Явление 2

Владимер, отслав сини, терпит искушения. Мир бо ему горделивия, бbс же хули хулния, плоть же плотския помисли наводят. Он же, тако бbтствуя, наконец вся искушения побbждает и идет к исполнению волb господней.

Хор

Прелесть со многими другинями зовет Владимера, да возвратится, и различними страстми, веселими и скорбними, лик свой мbшает. Не услишанна же сущи, отмстити ему грозит.

ДbЙСТВИЕ 5

Явление 1

Курояд и Пbяр жерци плачут о опровержении идолов, еже бисть в Кbевb повелbнием Владимера, такожде и о болbзни честного Жеривола.

Явление 2

Мечислав, вожд воев российских, пут.....аем,1 находит на жерцов и, видя идоли стояща, сварится на преступников воли княжей. Они же о сем аки би не вbдали, много лгуще, отрицаются. Мечислав, укорив и изгнав жерцов, идоли со вои крушит. Се сотворше, един от воев, именем Храбрий, повbтствует Мечиславу (не бившу при крещении Владимера), коим образом и чином к крещению идяше Владимер и како храм украшен бяше.

Явление 3

Приходит вbстник ко Мечиславу со епbстолиею от Владимера, в ней же Владимер повbствует о своем крещении и како чешуя от очес его чудеснb отпадоша. Посилает же в дар Мечиславу щит и хоругов, обое крестом знаменанно. Мечислав со вои торжествует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: