Теория
| Автор
| Метод
| Факты
| Теоретические взгляды
|
1. Рекапитуляции
| С. Холл
| Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей. 1) интроспекция, 2) наблюдение, 3) анкетирование
| Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.). Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает. 1) детские страхи, не имеющие реальных оснований; 2) схематизм рисунков, алогичность мышления, анимизм, трансдукция..
| Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения). Развитие определяется генетическими механизмами. Мех-м развития - развертывание генетической программы. Отсюда – аналогия между филогенезом и онтогенезом. Периодизация построена на основе появления и угасания в онтогенезе разных форм игры.
|
2. Трех ступенчатого развития
| К. Бюллер
| Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки. 1) психологический эксперимент, 2) наблюдение над детьми и животными
| Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий). 1) формы поведения детей и животных 2) развитие мозга в процессе онтогенеза
| Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза). 3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет). Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития). единая схема развития психики у животных и человека (3 стадии: инстинкт-навык-интеллект). Механизм р-я – созревание нервной системы в условиях общения с людьми.
|
3. Нормативный подход
(не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции). (описательная теория)
| Л. Гезелл, Л. Термен. (ученики С. Холла)
| Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики. 1) лонгитюд; 2) матиматическая статистика; 3) технические средства (фотогра- фии, киносъемка, зеркало Гезелла); 4) близнецовый метод.
| Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания) 1) физические изменения; 2) словарный запас; 3) социальное поведение.
| Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания. 1) механизм развития – созревание. Основной тезис – уровень физического, речевого и социального развития ребенка должен соответствовать некоторой статистической возрастной норме. развитие заканчивается к 18 годам (все параметры стабилизируются).
|
4. «Чистой доски»
| Скиннер, Торндайк ассоцио- нист-Лок.
| Лабораторный (обучающий) эксперимент. обучающий эксперимент
| Законы научения:
· готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
· повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
· эффекта (каждое действие имеет определенный эффект). 1) изменение реакций детей под влиянием научения
| После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.
|
5. Конвергенции двух факторов
| В. Штерн
| Наблюдение, биографический метод. биографический, близнецовый
| Способности детей повторяют способности родителей. 1) различный уровень способностей детей 2) изменения в поведении в результате повреждения мозга.
| Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению. Механизм развития - научение Осн. тезис: развитие человека – это развитие поведения. Любое поведение можно сформировать путем научения. 3 закона обучения (Торндайк) з-н готовности (д.б. потребность для научения) з-н эффекта (необходимо подкрепление) з-н. упражнения(нужно упражнять).
|
6. Психодинамическая концепция развития личности
| З. Фрейд А. Фрейд
| Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий). Психоанализ
| · наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.
· психопатология взрослых как отражение ущербного (в сексуальном отношении) развития в детстве
| В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.). СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне. Мех-мов развития 2 - созревание в некоторых условиях среды; интроцепция - выбор и присвоение некоторого общественного признаваемого варианта развития (целей, ценностей и т.п)
|
7. Эпигенетическая концепция
| Э. Эриксон
| Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики. автобиографический, кроскультурные исследования, психоанализ.
| Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества. 1) социализация в условиях смены привычных условий «жесткими» (Вьетнам) 2) стили воспитания в различных культурах.
| Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности. 1)мех-м развития описывается как борьба двух «инстанций» в личности – энергии либидо, или принципа удовольствия (Id), и нормативных предписаний общества, или принципа реальности (Superego). Часть личности, которая «примиряет» их – Ego, она же и развивается, находя все более и более сложные компромиссы в этой нелегкой борьбе. 2) стадии развития психики определяются развитием либидо: оральная (0-1), анальная (1-3), фаллическая (3-6 или 7), латентная (7-12), генитальная (12-19).
|
8. Концепция развития интеллекта
| Ж. Пиаже
| Клиническая беседа
клиническая беседа, наблюдение за манипуляциями детей с объектами
| Особенности детского мышления:
· эгоцентризм;
· реализм;
· артифициализм;
· алогизм;
· трансдукция.
· отличия мышления и речи детей от мышления и речи взрослых
развитие мышления и действий ребенка, в том числе в первые два года жизни
| Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект). Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.) Механизм развития – преодоление кризисов развития в течение всей жизни описываемое как решение задач. У каждого возрастного периода - «свой» кризис, «своя» задача, которую необходимо решить. Результат кризиса – достижение психосоциальной идентичности (создание и принятие целостного образа себя в единстве с социальными связями)
|
9. Культурноисторическая
| Л. Выготский
| Эксперимент (развитие понятий)
|
| Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития). Механизм р-я – социализация, кот. рассматривается как способ преодоления эгоцентризма ребенка. основные характеристики дет. мышления: - эгоцентризм (перенос внутренних побуждений на реальные связи вещей) - магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы) - анимизм (внешние предметы наделяются сознанием и волей) - артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей) - реализм (не может фантазировать и представить что-то, если никогда этого не видел); - трансдукция (нет дедуктивного мышления, обобщения).
Мех-м развития - развитие действий. Концепция развития психики ребенка как трансформация совершаемых им действий (операций) и развития интеллекта через развитие операций. Действия, первоначально единые с мышлением (сенсомоторная стадия р-я интеллекта) приобретают особые признаки и превращаются в операции. Сенсомоторная и доооперациональная стадии сменяются операциональной. От стадии конкретных операций мышление переходит на стадию формальных операций, которая завершается к 15 годам. Исходя из этого, Пиаже разработал особое направление исследований – генетическая эпистемология.
|