"Выпрямляйся, барабанщик! — уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос. — Встань и не гнись! ^ Пришла пора!".
I икой переход в целом достаточно типичен для И иных» текстов. Вот пример из песни к многосе-йному телеспектаклю по «активному» роману О.А. и С. Лавровых «Следствие ведут знатоки»:
Если кто-то кое-где у нас порой
Честно жить не хочет,
Значит, с ними нам вести незримый бой.
В том случае, если в «светлом» тексте появляется кт с отрицательными чертами характера, то воз-слабая оппозиция между положительным и от-рннитсльным персонажами. Отрицательному герою Mtu vi быть приписаны следующие характеристики: i '-'мищийся все объяснить, планирующий жизнь, ищущий i 'с)у, делающий карьеру, копающий под себя, не видящий i иты жизни, недобрый, злой.
)то в полной мере относится к произведениям i i ((йдара, которые несут не только лексически под-i жденное ощущение «светлости», но и призывают к !f i.fic за идеалы. Анализируя творчество этого «ак-i к>го участника жизни», С. Маршак писал, что он • i • несходно умел сливать воедино светлую романти-i подвышенную мечту с самой сущностью нашей дей-t i шсльности. Он умел увлечь юного читателя разго-I гчм на <...> "взрослые" темы — о защите Родины, о i пшисти к врагам, о добрых людях <...> Но разговор Ни Пыл особый — необыкновенно ясный, поэтический, ИЦвмь близкий ребячьим сердцам».
Вышеизложенное свидетельствует о сходстве про-
t ним этих двух типов отношения к миру в художе-
i иной литературе и позволяет отнести тексты А. Гай-
' к «смешанным» текстам «светло-активной» разно-
t)t! IIIOCIH.
Белянин В. Психологическое литературоведение
«Активные» тексты