Предпочтение «активных» текстов

«Активные» тексты имеют ту же доминанту (кото­рую мы соотносим с паранойяльностью), что и «свет­лые» тексты. В «активных» текстах действуют энергич­ные, смелые герои. В первую группу испытуемых вхо­дят те, кто дал положительные оценки подобных тек­стов («Целеустремленность нравится», «Добро всегда побеждает зло — это мое убеждение»). Такие ответы можно считать социально желательными. Характерно, что ответы типа «<Нравится потому, что описан> по­ложительный идеал» и «Всегда интересно читать про сильную личность» соответствуют оценкам, дававшим­ся подобным текстам в советских школьных учебни­ках по литературе (точнее, по истории литературы).

Во вторую, малочисленную, группу вошли те, кто давал этим текстам отрицательные оценки, главным образом за публицистичность стиля («Сплошная по­литика. Политику можно в газетах читать»).

Оценки третьей группы испытуемых, которые так­же отрицательно оценивали «активные» тексты, сви­детельствуют о полном неприятии текстов с этой эмо­ционально-смысловой доминантой. Они объясняли это следующим образом: «Это глупость. Если это весь сю­жет — роман писать не стоило»; «Чтобы одному пре­творить "программу распространения культуры" — не­реально». «Не понимаю этого романа. Так не может быть, чтобы один человек понял, как надо жить. Я та­ким людям не доверяю. Он не распространяет, а на­саждает свою "культуру". Членов правительства по­нять можно».



Белянин В Психологическое литературоведение



Последнее высказывание интересно тем, что, во-первых, испытуемый вышел за пределы художествен­ного текста в область вполне возможной в реальнос­ти жизненной ситуации, что, по-видимому, вызвано явной публицистичностью текста. Во-вторых, испыту­емый дал оценку не столько ему, сколько мотивам поведения действующих лиц. Видимо, в данном слу­чае произошло рассогласование мотивов поведения вымышленного героя текста с мотивами возможного реального поведения испытуемого — потенциального читателя.

Естественно, что при чтении художественного тек­ста читатель находится под постоянным воздействи­ем авторского замысла, и текст оказывает на него суг­гестивное (внушающее) воздействие. Тем не менее можно предположить, что в том случае, если герои текста реализуют мотивы, очень удаленные от систе­мы мотивов читателя, то текст не оказывает должного воздействия. Интерпретация текста, «удаленного» от читателя, оказывается в сильной зависимости от «правдоподобности вымысла» автора текста и систе­мы его художественных аргументов. Чем более убеди­тельными подробностями якобы имевших место со­бытий сопровождает автор свой текст, тем больше его воздействие на читателя и тем более адекватной бу­дет его интерпретация.

Собеседования и результаты психодиагностичес­кого тестирования по опроснику Ямпольского пока­зали, что испытуемые, высоко оценивавшие аннота­ции с эмоционально-смысловой доминантой «актив­ных» текстов, увлечены политикой, интересуются ис­торией и культурой. Они принимают (или принима­ли) участие в общественной жизни, стремясь к руко­водящим позициям. В общении они открыты, но склонны к небольшой подозрительности (то есть к недоверию в отношении с другими людьми) и не тер­пят предательства.

Иными словами, почитатели подобных текстов в большинстве случаев проявляли ряд признаков пара­нойяльной акцентуации.


Глава 3 Индивидуально-психологические особенности.. 249


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: