В переводе с английского супервизия (supervision) означает надзор, но Г.Хэмбли отмечает, что в настоящем и лучшем смысле слова «супервизия» — это «наблюдение за чьей-то работой».
Большинство консультативных служб приветствуют и обычно обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами, профессионалами и добровольцами. По данным зарубежных авторов, она может проводиться старшим персоналом (штатными сотрудниками), профессиональными ассоциациями, групповыми лидерами или директором агентства (Хэмбли, 1992. С. 48). В любом случае должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться и днем и ночью, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией, и т.п.
В Пермском областном центре социально-психологической помощи супервизия осуществляется сотрудниками, занимающимися консультированием и психотерапией не менее трех лет. Администрация центра также принимает участие в супервизии.
Супервизия направлена как на улучшение личных качеств консультанта, так и на развитие консультативных умений (counseling-psychotherapy skills).
В зарубежной литературе описаны следующие задачи супервизора:
— придерживаться этических стандартов;
— улучшать супервизорские умения;
— содействовать профессиональному росту;
— удовлетворять собственные профессиональные нужды;
— придерживаться политики (тактики) агентства;
— рост профессиональной идентификации (McCarthy, 1994. Р. 177—181).
По-видимому, супервизия может осуществляться с помощью:
— самооценки;
— умения, объективности и опыта супервизора;
— руководства группового лидера, при участии всей группы в оценке работы (Хэмбли, 1992. С. 48).
Супервизоры используют различные техники. П.Маккарти (McCarthy, 1994) приводит следующий список техник, располагая их по частоте употребления от наиболее часто употребляемых к менее употребляемым:
1. Поддержка (ободрение).
2. Открытые вопросы.;,
3. Передача информации.
4. Совет.,
5. Интерпретация.
6. Отражение содержания (рефлексия).
7. Отражение чувств.
8. Самораскрытие.
9. Моделирование.
10. Представление супервизорского случая.
11. Самововлекающие утверждения.
12. Влияние.
13. Закрытые вопросы.
Конфронтация и домашние задания используются редко.
В качестве процедур оценки (контроля) чаще применяются доклады (устные) и представления случаев, реже — запись случая, письменная оценка, ролевые игры, котерапия, непосредственное наблюдение, аудио-и видеозаписи (McCarthy, 1994. Р. 177—181).
Необходимо подчеркнуть, что главным в супервизии являются отношения доверия и откровенности между супервизором и консультантом.
Хороший супервизор — это человек, верящий в уникальность, обучаемость и потенциальные возможности своего подопечного; человек, который высоко ценит человеческие взаимоотношения (Хэмбли, 1992. С. 48).
|
|